ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-128-134
Рассматриваются различные подходы к диагностике результатов обучения академической письменной речи. Для этого выделяются этапы формирования культуры академического письма, конкретизируются цели и содержание обучения на каждом из этапов. Вся система предполагает движение от осознания студентом статуса и возможных сфер функционирования академического письма в России через усвоение требований к этому виду речевой деятельности в учебных условиях в заданных учебных форматах текста до применения изученных средств в презентации результатов своего исследования. Приводятся примеры отечественного и зарубежного опыта диагностики, а именно жанровый и таксономический подходы. В предлагаемой диагностике формулируются когнитивные цели каждого этапа формирования академической культуры мышления. Содержание диагностируемого этапа конкретизируется в соответствии со спецификой обучения в российском вузе. Диагностика осуществляется посредством создания текстов различных академических жанров с разной степенью самостоятельности. При таксономическом подходе требование к созданию текстов различных жанров является не самоцелью, а средством развития академического стиля мышления, формирования академической культуры.
Ключевые слова: культура академического письма, академическая культура, диагностика, когнитивные цели обучения
Библиография:
1. Горденко Н. В. Формирование академических компетенций у студентов вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 22 c.
2. Беспалько В. П. Параметры и критерии диагностичной цели // Школьные технологии. 2006. № 1. С. 118–128.
3. Khoutyz I. Engagement in written academic discourse: a cross-cultural study of Russian and English research articles. International Journal of Russian Studies. 2015. № 4 (2). URL: http://www.ijors.net/issue4_2_2015/articles/khoutyz.html#_ftn130 (дата обращения 15.08.2017).
4. Чуйкова Э. С. Академическое письмо: какое содержание актуально для России? // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 59–67.
5. Чуйкова Э. С. Личностно ориентированное преподавание англоязычного академического письма // Педагогика. 2017. Т. 1, № 4. С. 86–91.
6. Hyland K. English for Academic Purposes: An advanced resource book. NY: Routledge, 2006. 340 p.
7. Лытаева М. А., Талалакина Е. В. Academic skills: сущность, модель, практика // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 178–201.
8. Лазарева И. Н. Таксономический подход в проектировании личностно ориентированного интеллектуально-развивающего обучения // Извест. Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 130–136.
9. Морозова С. А. К вопросу о контрольно-оценочной деятельности в условиях компетентностного подхода // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 48–53.
10. Miller J. Building academic literacy and research skills by contributing to Wikipedia: A case study at an Australian university. Journal of Academic Language and Learning. 2014. Vol. 8, no. 2. URL: http://journal.aall.org.au/index.php/jall/article/viewArticle/319 (дата обращения: 15.08.2017).
11. Seviour M. Assessing academic writing on a pre-sessional EAP course: Designing assessment which supports learning. Journal of English for Academic Purposes. 2015. Vol. 18. P. 84–89. DOI: 10.1016/j.jeap.2015.03.007.
12. Чошанов М. А. Обзор таксономий учебных целей в педагогике США // Педагогика. 2000. № 4. С. 86–91.
13. Krathwohl D. R. A Revision of Bloom’s Taxonomy: An Overview. 2002. URL: http://www.depauw.edu/fi les/resources/krathwohl.pdf (дата обращения: 15.08.2017).
14. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
15. Gebril A., Plakans L. Source-based tasks in academic writing assessment: Lexical diversity, textual borrowing and profi ciency // Journal of English for Academic Purposes. 2016. Vol. 24. P. 78–88. DOI: 10.1016/j.jeap.2016.10.001.
16. Lim J. M. H. How do writers establish research niches? A genre-based investigation into management researchers’ rhetorical steps and linguistic mechanisms // Journal of English for Academic Purposes, 2012. Vol. 11. P. 229–245. DOI: 10.1016/j.jeap.2012.05.002.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 128 — 134
Скачиваний: 1034