ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-79-84
Несмотря на актуальность проблемы травли в школе (буллинга), в России до сих пор представлено минимальное количество исследований по данной теме. Рассматривается вопрос психологических особенностей подросткового буллинга. Представлены результаты теоретического изучения проблемы в зарубежных и отечественных исследованиях. Рассмотрены и проанализированы психологические особенности проявления подросткового буллинга в образовательной среде на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы.
Ключевые слова: агрессор, буллинг, жертва, образовательная среда, подростковый возраст
Библиография:
1. Волкова Е. Н., Волкова И. В., Скитневская Л. В. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическое основание для исследований подросткового буллинга // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 2. С. 6–18.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Книга по требованию, 2012. Т. 4. 431 с.
3. Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2011. 210 с.
4. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. СПб.: Питер, 2001. С. 240–274.
5. Илларионова Е. С. Проблема буллинга в подростковом возрасте // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2013/178/2003 (дата обращения: 20.10.2017).
6. Волкова И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестн. Мининского ун-та. 2016. № 2 (15). С. 26.
7. Волкова Е. Н., Гришина А. В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 19–29.
8. Olweus D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do (Understanding Children’s Worlds). Oxford: Blackwell Publishing, 1993. P. 152.
9. Ожиева Е. Н. Буллинг как разновидность насилия. Киев: Рута, 2001. 320 с.
10. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 288 с.
11. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. ред. Л. М. Карнозовой. М.: Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с.
12. Sutton J., Smith P. K., Swettenham J. Social cognition and bullying: Social inadequacy or skilled manipulation? // British Journal of Developmental Psychology. 1999. № 17. Р. 435–450.
13. Byrne B. J. Bullies and victims in school settings with reference to some Dublin schools // Irish Journal of Psychology. 1994. № 15. Р. 574–586.
14. Garofalo R., Wolf R. C., Kessel S., Palfrey S. J., DuRant R. H. The association between health risk behaviors and sexual orientation among a school-based sample of adolescents // Pediatrics. 1998. № 101. Р. 895–902.
15. Haynie D. L., Nansel T., Eitel P., Crump A. D., Saylor K., Yu K., Simons-Morton B. Bullies, victims and bully/victims: Distinct groups of at-risk youth // Journal of Early Adolescence. 2001. № 21. Р. 29–49.
16. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Проспект, 2017. 460 с.
17. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Страницы: 79 — 84
Скачиваний: 2174