ПРОБЛЕМНАЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: РИСКИ И РЕСУРСЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-166-174
Рассматриваются основные проблемы современных подростков. Приводятся данные пилотажного исследования наиболее проблемных областей в жизни подростков. Для этого использовалась методика «Психологические проблемы подростков» Л. A. Регуш и соавторов. Исследование показало, что у респондентов наблюдается превышение тестовой нормы по общему показателю проблемной озабоченности. Проведен анализ, каким образом детский болезненный опыт оказывает воздействие на последующую личностную реализацию и транслируется во взрослую жизнь. Анализируются проблемные зоны подростков 13–14 лет и делается вывод, что существуют личностные ресурсы, позволяющие справляться с напряженной психологической ситуацией, например такое личностное качество, как жизнестойкость. Раскрываются основные подходы к пониманию данного феномена. Анализируется структура жизнестойкости С. Мадди, Л. А. Александровой, Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой и др. Теоретически доказано, что феномен жизнестойкости может рассматриваться как интегральное психологическое свойство личности, которое развивается на основе активного взаимодействия с жизненными ситуациями и является необходимой личностной характеристикой современных подростков.
Ключевые слова: подросток, проблемная озабоченность, детская психотравма, жизнестойкость, стрессоустойчивость, совладание, гиперкомпенсация
Библиография:
1. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Психологические проблемы подростков: стандартизированная методика // Научно-методические материалы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 34 с.
2. Петрова Е. А. Детские психотравмы: проблема отсроченного влияния на личность взрослого человека // Вестн. Новгородского гос. ун-та. 2014. № 79. С. 96–99.
3. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.
4. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Ясницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82–90.
5. Книжникова С. В. Структурно-функциональное описание жизнестойкости в аспекте суицидальной превенции // Материалы IV Всероссийской НПК «Феноменология и профилактика девиантного поведения». Краснодар, 2010. С. 67–70.
6. Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта: Наука, 2015. 296 с.
7. Циринг Д. А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков // Вестн. Томского гос. ун-та. 2009. № 323. С. 336–342.
8. Иванова М. А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-4. С. 875–878.
9. Калашникова М. Б., Никитина Е. В. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков // Вестн. Новгородского гос. ун-та. 2017. № 4 (102). С. 51–55.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 166 — 174
Скачиваний: 1104