ФЕНОМЕНОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-47-58
Обозначены феноменологические основания и важнейшие вехи в истории изучения бессознательного. Показано, что в спорах по вопросу о природе бессознательного имеется целый ряд взаимоисключающих версий и гипотез о генетической связи бессознательного фактора с сознательными психическими процессами. Представлены точки зрения западных и отечественных авторов, отражающие научные подходы к рассмотрению проблемы соотношения сознательной и бессознательной психической деятельности в литературно-художественном творчестве. Отмечается, что роль бессознательного в психологии искусства и литературном творчестве на протяжении продолжительного периода времени неизменно привлекала к себе пристальное внимание представителей самых разных областей научного знания, в том числе психологов и литературоведов.
Ключевые слова: сознание, бессознательное, психология творчества, писатель, творческая интуиция, литературно-художественное творчество
Библиография:
1. Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003. 364 с.
2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012. 287 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь: психика, сознание, бессознательное. М.: Лабиринт, 2001. 366 с.
4. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.
5. Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества. М.: Когито-Центр, 2003. 184 с.
6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 444 с.
7. Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 42–48.
8. Ковалев А. Г. Психология литературного творчества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 136 с.
9. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. М.: Педагогическое общество России, 2003. 510 с.
10. Шульц Д. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998. 528 с.
11. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение в педагогической деятельности. Улан-Удэ: Бурятский гос. ун-т, 2006. 307 с.
12. Франкл Д. Неизведанное «я». М.: АСТ, 2007. 316 с.
13. Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб.: Азбука, 2007. 478 с.
14. Бассин Ф. В. Бессознательное и поведение. М.: Полиграф, 2015. 359 с.
15. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 655 с.
16. Сумбаев И. С. Научное творчество. Иркутск: Книжное изд-во, 1957. 112 с.
17. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 139 с.
18. Корытова А. И., Корытова Г. С. Психология литературного творчества как научное направление: этап становления (последняя треть XIX – первая половина XX в.) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). С. 162–169.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Страницы: 47 — 58
Скачиваний: 1217