СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-153-161
Представлены результаты третьего этапа исследования «Реализация педагогического потенциала социальных центров в социокультурном пространстве стран Содружества Независимых Государств». Социальные центры рассматриваются как временные неформальные объединения гражданских активистов, решающие разноплановые социальные проблемы. Рост гражданских инициатив определил возникновение группы заинтересованных в специальном образовании лиц. Анализ инновационных продуктов социальной сферы, опрос среди активистов позволил выявить элементы образовательного запроса. К ним относятся особенности социальной самоорганизации, способы реализации педагогического потенциала разных социокультурных институтов, эффективное взаимодействие в рамках публично-частного партнерства, менеджмент и социально ориентированный маркетинг. Особо отмечается формирование умения создавать полноценные сервисы для конкретной целевой аудитории. Имеется потребность в подготовке к организационно-координационной, консалтинговой деятельности, адвокатированию в условиях социальной самоорганизации. Наметившаяся тенденция формирования описанного содержания образования повторяет мировой опыт. Социальная работа в широком понимании в странах Азии, Восточной Европы также основывается на компетенциях, связанных с работой в территориальном сообществе, активизации имеющихся общественных ресурсов. Определен актуальный формат образовательного взаимодействия – неформальное образование. Этот факт объясняется максимальной ориентацией данной модели обучения на запросы участников, вариативность в определении места и времени встречи. Сегодня актуальны конференции, семинары, стажировки, виртуальное наставничество. В настоящее время в странах Содружества Независимых Государств имеется корпус тренеров неформального образования, компетенции которых сформированы в гуманитарных проектах Европейского Союза по направлению «Восточное партнерство». Представлены результаты анализа тематических предложений на образовательном рынке. Учреждения формального образования в области социальной работы предлагают обучающие программы, в которых уделяется внимание педагогике, психологии и менеджменту. Определено содержание образовательных программ по трем видам модулей: общекультурных, общепрофессиональных (базовых), специальных профессиональных компетенций.
Ключевые слова: социальный центр, образовательное пространство СНГ, неформальное образование, образование взрослых
Библиография:
1. Десятерик Д. Социальные центры. Альтернативная культура: энциклопедия. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. 240 с.
2. Илакавичус М. Р., Якушкина М. С. Социальный центр как групповой субъект современного социума // Современный социальный центр и образовательная деятельность: точки пересечения. СПб.: ЛЕМА, 2015. С. 11–20.
3. Антропова Ю. Ю., Коробейникова А. П. Социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) как институт развития общества (на примере Свердловской области) // European social science journal. 2013. № 7 (35). С. 620–630.
4. Педагогический потенциал современного социального центра: управление развитием. СПб.: СПб ИУО РАО, 2016. 85 с.
5. Непрерывное образование взрослых – характерная черта современного общества: сб. научных статей. СПб.: СПб ИУО РАО, 2016. 313 с.
6. Журавлева Н. Н. Инновационные социальные практики и современные модели развития социальных служб (опыт Сингапура) // Импульс. URL: http://impulsuray.ru/stati/innovacionnye-socialnye-praktiki-i-sovremennye-modeli-razvitiyasocialnyh-sluzhb-opyt-singapura (дата обращения: 12.04.2017).
7. Manninen J. Labour market training strategies in a late modern society // A. Walther & B. Stauber (Eds.). Lifelong learning in Europe. Lebenslartges lernen in Europa. 2008. Vol. 1, Options for the integration of living, learning and working. Tubingen: Neulig Verlag.
8. Хехельска-Дзепак М. Социальный работник в Польше: есть кто-то, кто наверняка поможет // Социальная работа. 2010. № 6. С. 24–28.
9. Алексеев С. В., Гущина Э. В., Гущина Л . И. Проектирование образовательных программ профессиональной переподготовки педагогов. СПб.: СПбАППО, 2010. 92 с.
10. Девисилов В. А. Стандарты высшего профессионального образования компетентностного формата: вопросы, структура и содержание // Высшее образование сегодня. 2008. № 9. С. 18–22.
11. Якунина Ю. Е. Эффективность профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – человек». М.: РИДИС, 2004. 130 с.
12. Власкина И. В. Корреляция профессионально важных качеств и эффективности профессиональной деятельности работников сферы «человек – человек» // Образование и наука. 2013. № 3. С. 75–88.
Выпуск: 3, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 153 — 161
Скачиваний: 1003