ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ «ЛИЧНОСТЬ» – «СОЦИУМ»
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-117-126
На основе системной структурно-уровневой концепции психики, сформулированной Б. Ф. Ломовым, М. С. Роговиным и Г. В. Залевским, обозначены социально-психологические механизмы взаимоотношений личности и социума. Приведены определения термина «социум», данные зарубежными и отечественными исследователями. На основании сопоставления и анализа имеющихся в науке определений понятия «социум» предложен авторский взгляд на исследуемую проблематику. Охарактеризованы функционирование личности в социальной среде, структура социума, специфические особенности социума, влияние социума на формирование и развитие личности, интеграция отдельных индивидуумов в социум. В результате анализа литературных источников разработаны авторские графические изображения (схемы), наглядно иллюстрирующие структуру социума в контексте системных исследований и интеграцию отдельных индивидуумов в социум. Приведенные материалы дополняют существующие теоретические представления о личности и ее интеграции в системы микро- и макросоциума; являются теоретическим базисом для разработки оптимальных моделей личностного развития и социализации.
Ключевые слова: психология, социология, личность, социум, методология, система, структура, элемент, уровень
Библиография:
1. Шелехов И. Л. Системный подход как методологический базис личностно ориентированных психологических исследований // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 9–20.
2. Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии: методологические основы. Ярославль: ЯрГУ, 1977. 79 с.
3. Роговин М. С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск: Том. гос. ун-т, 1988. 233 с.
4. Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, в норме и патологии). Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2004. 446 с.
5. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с.
7. Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1966. 120 p.
8. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. 388 с.
9. Зеленов Л. А. Социология города: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 192 с.
10. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2006. 669 с.
11. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. д-ра пед. наук В. С. Торохтия. М.: Юрайт, 2015. 451 с.
12. Ivankina L. I., Berestneva O. G., Shelekhov I. L. View of young people of the modern russian society on predominant values of partnership in marriage (on the basis of survey) // PROCEDIA – social and behavioral sciences. 2015. Т. 166. С. 2–6.
13. Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Репродуктивное здоровье женщины: психологические и социальные аспекты. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2013. 366 с.
14. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Личностные аспекты адаптации в исследовании образов, символов, сюжетов сновидений. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. 420 с.
15. Шабанов Л. В., Шелехов И. Л., Мороденко Е. В. Социальная адаптация личности: методология психологического исследования // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4, № 3. С. 74–79.
16. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В., Иваничко П. В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб.- метод. комплекс. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2014. 264 с.
Выпуск: 3, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
Страницы: 117 — 126
Скачиваний: 2600