ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-84-92
Сегодня наблюдается разнообразие моделей когнитивного развития детей в младшем возрасте благодаря увеличению возможностей семьи разнообразить специфическую среду развития. В ходе лонгитюдного исследования выявлены формы демонстрации ребенком исследовательского поведения. Выделены детерминанты, подталкивающие или тормозящие развитие исследовательской активности в раннем возрасте. Предложен авторский диагностический инструментарий: опорный бланк регистрации исследовательского поведения для проведения наблюдения за деятельностью ребенка в домашней среде; схема проведения психолого-педагогического анализа домашней среды ежедневного пребывания ребенка; опросник для родителей (письменная и устная формы); анализ родительских дневников; составление обобщающей карты развития ребенка. Зафиксированы взаимосвязи уровня проявления исследовательской активности в раннем возрасте и факторов домашней среды. Предпринята попытка выявить особенности организации современной городской домашней среды ребенка. Описанные показатели подтверждают усиление влияния фактора домашней среды на демонстрацию ребенком различных форм исследовательского поведения. Чем больше у ребенка в раннем детстве возможностей проявлять исследовательское поведение, тем больше у него шансов для развития когнитивных и творческих способностей.
Ключевые слова: формы проявления исследовательского поведения, ранний возраст, домашняя среда, когнитивное развитие, уровни развития исследовательского поведения
Библиография:
1. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: ПЭР СЭ-Пресс, 2000. 241 с.
2. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб.: Питер, 2004. 272 с.
3. Voss H.-G., Keller H. Curiosity and exploration: A program of investigation // The German journal of psychology. 1986. Vol. 10 (4). Pp. 327–337.
4. Егорова М. С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 36–46.
5. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). СПб.: СПбГИПСР, 2010. 711 с.
6. Barker R. G. Prospecting environmental psychology: Oskaloosa revisited // Handbook of Environmental Psychology. Vol. 2 / ed. by D. Stokols, I. Altman. N.Y., 1987. Pp. 1413–1432.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопросы психологии. 1966. № 1. С. 62–76.
8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. М.: Академия, 1999. 456 с.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 560 с.
10. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002. 204 с.
11. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Институт психологии РАН, 2006. 463 с.
12. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2010. 384 с.
13. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола,1995. 345 с.
14. Brandon C. Roya, Michael C. Frankb, Philip DeCampa, Matthew Millera, and Deb Roya. Predicting the birth of a spoken word. URL: http://www.pnas.org/lookup/suppl/doi:10.1073/pnas.1419773112/-/DCSupplemental (дата обращения: 02.12.2015).
15. Смирнова П.В. Особенности восприятия жилой среды старшими дошкольниками // Вестник МГПУ. 2012. № 4. Серия: Педагогика и психология. С. 54–62.
16. Honor C. The power of play: A research summary on play and learning. Minnesota Children’s Museum. URL: http://www.mcm.org/uploads/MCMResearchSummary.pdf (дата обращения: 01.02.2016)
Выпуск: 3, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
Страницы: 84 — 92
Скачиваний: 1103