СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-51-56
Синергетический подход в педагогике позволяет рассматривать развитие компетентности педагога как процесс самоорганизации сложной структуры. При этом появляется возможность применить синергетическое моделирование и найти новые подходы к организации самообразования и саморазвития педагогов, придать ему гуманистические черты – субъектность, активность, учет индивидуальных потребностей. Опираясь на синергетический подход, можно проектировать изменения образовательной среды с соз данием точек неравновесия для инициирования саморазвития педагогов. Особую актуальность имеет данный подход в развитии исследовательской компетентности педагога, так как формирует навыки деятельности в ситуации неопределенности, открытость, активность, готовность к широкому разбросу вариантов развития событий.
Ключевые слова: синергетический подход, педагогика, саморазвитие, исследовательская компетентность
Библиография:
1. Буданов В. Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов: сб. статей / отв. ред. В. И. Аршинов и др. М.: Прогресс-Традиция, 2000. C. 285–304.
2. Якушева С. Д. Синергетический подход в развитии профессионального мастерства современного педагога. URL: http://spkurdyumov.ru/education/sinergeticheskij-podxod-v-razvitii-rofessionalnogo-masterstva-sovremennogo-pedagoga/ (дата обращения: 14.08.2016).
3. Можейко М. А. Синергетика. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2010–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/concepts/6876.
4. Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? URL: http://spkurdyumov.ru/what/primenyatsinergetiku-v-naukax-o-cheloveke-german-xaken/ (дата обращения: 14.08.2016).
5. Калимуллина О.А. Состояние разработанности синергетического подхода в педагогической и социокультурной науке // Вестн. Казанского гос. ун-та культуры и искусств. 2013. № 4-1.
6. Лепский В. Е. На пути к управлению сферой образования как саморазвивающейся средой. URL: http://spkurdyumov.ru/education/na-puti-k-upravleniyu-sferoj-obrazovaniya-kak-samorazvivayushhejsya-sredoj/ (дата обращения: 18.08.2016).
7. Юрчук О. А. Сопровождение деятельности педагогов по созданию инновационных разработок в логике гуманитарного подхода // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 65–72.
8. Михайлова Е. Н. Определение результата самостоятельной исследовательской деятельности педагога: праксеологический контекст // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 40–43.
9. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.
10. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М.: Изд-во ЛКИ, 2009. С. 49–62.
Выпуск: 3, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Страницы: 51 — 56
Скачиваний: 966