СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И СПОСОБОВ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-45-50
Рассматриваются различные взгляды исследователей на природу межкультурной коммуникативной компетенции. Проводится разграничение данного термина и смежных понятий, в частности понятия «межкультурная компетенция». Особое внимание уделяется различным приемам и методам формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Показано, что индивид никогда не будет полностью «межкультурно компетентным», так как развитие данной компетенции – процесс непрерывный и циклический. Выявляются различные факторы, влияющие на формирование межкультурной коммуникативной компетенции, такие как контекст, временной фактор, индивидуальные способности учащихся.
Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, межкультурная коммуникация, взаимодействие, страноведение
Библиография:
1. Фокина О. С. Историко-педагогический анализ становления понятия коммуникативной компетенции студентов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. № 3 (13). С. 97–102.
2. Byram M. Teaching and assessing intercultural communicative competence. Multilingual Matters Ltd, Clevedon, UK, 1997.
3. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и факультетов ин. яз. высш. пед. учеб. заведений: 5-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 336 с.
5. Spitzberg B. D., Shangnon G. Conceptualizing intercultural competence // The SAGE handbook of intercultural competence / Ed. by Darla K. Deardorff. Thousand Oaks, California, USA: SAGE publications, 2009. P. 2–52.
6. Bennett J. Developing intercultural competence for international education faculty and staff // 2011 AIEA Conference, 20.02–23.02.2011, San Francisco, USA.
7. Witte A. On the teachability and learnability of intercultural competence: developing facets of the “inter” // Intercultural competence. Concepts, challenges, evaluations / Ed. by A. Witte, T. Harden. Peter Lang AG, Bern, Switzerland, 2011. P. 89–107.
8. Deardorff D. K. Intercultural competence in foreign language classrooms: a framework and implications for educators // Intercultural competence. Concepts, challenges, evaluations / Ed. by A. Witte, T. Harden. Peter Lang AG, Bern, Switzerland, 2011. P. 37–54.
9. Storti C. Intercultural competence in human resources. Passing it on. Intercultural competence in the training area competence // The SAGE handbook of intercultural competence / Ed. by Darla K. Deardorff. Thousand Oaks, California, USA, SAGE publications, 2009. P. 272–286.
10. Developing intercultural competence through education / Ed. by Josef Huber and Christopher Reynolds. Council of Europe Pestalozzi Series, no. 3. Council of Europe Publishing, Strasbourg, 2014.
11. Cushner K., Mahon J. Intercultural competence in teacher education. Developing the intercultural competence of educators and their students // The SAGE handbook of intercultural competence / Ed. by Darla K. Deardorff. Thousand Oaks, California, USA, SAGE publications, 2009. P. 304–320.
12. Borghetti C. How to teach it? Proposal for a methodological model of intercultural competence // Intercultural competence. Concepts, challenges, evaluations / Ed. by A. Witte, T. Harden. Peter Lang AG, Bern, Switzerland, 2011. P. 141–159.
13. Huber-Kriegler M., Lázár I., Strange J. Mirrors and windows. An intercultural communication textbook. European Centre for Modern Languages, Council of Europe Publishing, Strasbourg, 2003.
14. Королева Д. Б., Поздеева С. И. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции на основе педагогики совместной деятельности // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 1 (178). С. 114–118.
15. Beacco J.-C. Les dimensions culturelles des enseignements de langue. Des mots aux discours. Paris, Hachette livre 2000. 16. Jaeger K. Teaching intercultural competence to university students // Intercultural competence. A new challenge for language teachers and trainers in Europe. Volume II: Adult learner. Edited by Annie Aarup Jensen, Kirsten Jaeger and Annette Lorentsen. Centre for Languages and Intercultural studies. Aalborg University, Denmark, 1995. P. 265–283.
17. Gonçalves Matos A. Current readers and intercultural learning // Intercultural competence. Concepts, challenges, evaluations / Ed. by A. Witte, T. Harden. Peter Lang AG, Bern, Switzerland, 2011. P. 465–471.
18. Burwitz-Melzer E. Teaching intercultural communicative competence through literature // Developing intercultural competence in practice / Ed. by M. Byram, A. Nichols, D. Stevens. Multilingual Matters Ltd, Frankfurt Lodge, Clevedon Hall, England, 2001. P. 29–43.
19. Building cultural competence: innovative activities and models / Ed. by Kate Berardo and Darla Deardorff. Stylus publishing, Sterling, Virginia, USA, 2012.
Выпуск: 3, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Страницы: 45 — 50
Скачиваний: 1105