РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-164-182
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость развития творческих способностей у детей. В связи с этим задача развития способности к сочинению сказок как одной из форм способности к речевому творчеству старших дошкольников приобретает особую актуальность. Существующие многочисленные исследования речевого творчества дошкольников отражают различные теоретические и практико-ориентированные подходы, касающиеся отдельных вопросов обучения детей творческому рассказыванию, но не дают целостного представления о развитии способности ребенка к сочинению сказок. На основе анализа психолого-педагогических исследований и публикаций раскрываются структура, этапы, механизмы и уровни развития способности детей 5–7 лет к сочинению сказок.
Ключевые слова: способность к сочинению сказок, старшие дошкольники, структура, этапы, механизмы, уровни развития
Библиография:
1. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко. М.: ПЕРСЭ, 2003. 144 с.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.
4. Терешонок Т. В. Основные направления исследования способностей в психологии // Вестн. Красноярского гос. аграрного ун-та. 2009. Вып. 10. С. 152–162.
5. Киселёва О. И., Кривоногова О. А. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 1 (153). С. 80–86.
6. Кривоногова О. А. Сочинение сказок как форма индивидуализации работы со старшими дошкольниками по развитию способности к речевому творчеству // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 73 с.
8. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. 192 с.
9. Дьяченко О. М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 98–109.
10. Школа эстетического воспитания / под общ. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 352 с.
11. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула: Приокское книжное изд-во, 1993. 264 с.
12. Киселёва О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: учебное пособие для студентов специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология». Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. 84 с.
13. Дьяченко О. М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. 1993. № 11. С. 43–47.
14. Дьяченко О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 1993. № 8. С. 46–51.
15. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания: коллективная монография / под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. 224 с.
16. Киселёва О. И. Использование метода наглядного моделирования в обучении детей монологической речи: учебное пособие для студентов специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология». Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. 32 с.
17. Вергелес Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Изв. Российского гос. пед. ун-та. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. № 100. С. 7–18.
18. Шадриков В. Д. Способности человека. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 288 с.
19. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 256 с.
20. Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М.: ПЕРСЭ: Логос, 2004. 319 с.
21. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 441 с.
22. Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007. 244 с.
23. Краснова В. А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников: на материале сказок: дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 182 с.
24. Журавлева И. А., Саликова Э. М. В. Восприятие дошкольником художественного образа // Среднее профессиональное образование. 2013. Вып. 8. С. 40–42.
25. Елисеева М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. М.: Сфера, 2008. 64 с.
26. Мухина В. С. Детская психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. 272 с.
27. Жигалик М. А. Дифференцированный подход к развитию познавательной активности старших дошкольников средствами наглядного моделирования: дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2008. 182 с.
28. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
29. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. 2001. № 6. С 64–76.
30. Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 43–50.
31. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов средн. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2001. 336 с.
32. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. 342 с.
33. Белькович В. Ю. Системный подход к развитию наглядно-образного мышления младших школьников при ознакомлении с природой: монография. Тюмень: ТОГИРРО, 2010. 122 с.
34. Ермакова Е. С. Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2006. 44 с.
35. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2000. 400 с.
36. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 52–59.
37. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.
38. Киселёва О. И., Кривоногова О. А. Взаимосвязь психических процессов как основа для мониторинга способности к сочинению сказок у старших дошкольников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 108–117.
39. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 344 с.
40. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
41. Киселёва О. И. Метод наглядного моделирования при работе над сказкой // Начальная школа. 2006. № 2. С. 52–59.
42. Киселёва О. И. Нетрадиционные методы и приемы обучения старших дошкольников монологической речи // Детский сад: теория и практика. 2012. № 3 (15). С. 60–69.
43. Ковшиков В. А., Пухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ, 2007. 223 с.
44. Дьяченко О. М. Проблемы развития воображения в дошкольном возрасте // Развитие воображения дошкольника. М.: Психологический институт РАО, 1996. Гл. 1–3. С. 8–128.
45. Киселёва О. И., Кривоногова О. А. Мониторинг способности к сочинению сказок у старших дошкольников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 5 (170). С. 14–19.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 164 — 182
Скачиваний: 1111