ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-92-99
Рассматриваются вопросы реализации наставничества в области предшкольного образования в процессе подготовки студентов – будущих педагогов. Обращается внимание на наставничество как особую форму работы со студентами, опирающуюся на личностно ориентированный и индивидуальный подходы по отношению как к студенту, так и к преподавателю-наставнику. Указана необходимость умения наставника выполнять различные роли: консультанта, тьютора, коучера, от которых может зависеть успешность вхождения в профессиональную деятельность молодых специалистов. Обращается внимание на то, что проведение консультаций с будущими специалистами должно регламентироваться правилами профессиональной этики, глубокого осознания личностно ориентированного подхода к каждому студенту. Приведены примеры проведения консультаций аналитического, научно-методического, организационно-управленческого характера, задающих направленность на формирование новых профессиональных умений у студентов. Описан опыт использования персональных специальных шкал компетенций, на которых каждый молодой специалист в зависимости от своих потребностей и возможностей отмечает, что он знает, что умеет и что не знает, что не умеет. Дана характеристика ролевых функциональных назначений наставника-тьютора и наставника-коучера, проявляющихся в организации процесса поддержки и сопровождения.
Ключевые слова: предшкольное образование, наставничество, педагог-консультант, тьютор, наставник-коучер
Библиография:
1. Вахитова Г. Х. Система дополнительного образования: формирование профессиональной компетентности педагога предшкольного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 1. С. 13–17.
2. Никитина Л. А. Исследование в методической подготовке как условие самоактуализации будущего педагога // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2015. № 6. С. 34–40.
3. Поздеева С. И. Особенности гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 194–197.
4. Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с 5. Вахитова Г. Х. Квазипрофессиональная деятельность в подготовке будущих специалистов предшкольного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. № 5 (170). С. 64–66.
6. Стародубцева Е. В. Профессионально-деятельностный стандарт педагога-консультанта в системе постдипломного образования // Молодой ученый. 2012. Т. 2, № 1. С. 126–128.
7. Вахитова Г. Х. Условия формирования готовности студентов – будущих педагогов к реализации программ предшкольного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 24–29.
8. Соколова Е. И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. Научный электронный журнал, 2013, вып. 4. URL: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2013.2171 (дата обращения: 15.01.2017).
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 92 — 99
Скачиваний: 940