ПОНИМАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-173-177
Рассматривается образовательное содержание акта понимания в контексте педагогики Совместной деятельности. Выделяются функции этого действия: смыслопорождение, познавательная функция и психологическая функция. Выдвигается предположение, что если смыслопорождение рассматривать как базовое значение, то образовательный потенциал действия по пониманию максимален и содержит возможность реализации всех остальных функций. Именно в педагогике Совместной деятельности организация ситуаций понимания как акт смыслопорождения – базовая единица содержания образования, позволяющая решить проблемы формализации образовательной деятельности в школе, снижения ее манипулятивного характера и создания условий становления авторства как результата образования.
Ключевые слова: понимание, совместная деятельность, совместное действие, содержание образования, образовательное содержание, организация ситуаций понимания
Библиография:
1. Прозументова Г. Н. Концепция развития Школы Совместной деятельности: изменение способа целеобразования в педагогической практике // Школа Совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития / п од ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 1997. Кн. 1. С. 10–51.
2. Прозументова Г. Н. Образование субъекта совместной деятельности – проблема изменения содержания образования в Школе // Школа Совместной деятельности. Изменение содержания образования в развивающейся школе / под ред. Г. Н. Прозументовой, Е. Н. Ковалевской. Томск, 2000. Кн. 3, ч. 3. С. 106–136.
3. Прозументова Г. Н. Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность // Школа Совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Дельтаплан, 2002. Кн. 5. С. 4–16.
4. Колпаков С. Н. Образовательное содержание совместного действия и его влияние на освоение учебного материала (на материале организации занятий по физике в общеобразовательной школе): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2012. 24 с.
5. Колпаков С. Н. Понимание и понятие образовательного Содержания совместной деятельности в Школе // Образовательное содержание совместной деятельности взрослых и детей в Школе: управление и становление / под ред. Г. Н. Прозументовой, С. И. Поздеевой. Томск, 2015. 288 с.
6. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учебное пособие. М.: Гардарики, 2006. 303 с.
7. Эмилио Бетти. Герменевтика как общая методология наук о духе / пер. с нем. Е. В. Борисов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 144 с.
8. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
9. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии. 1992. № 7.
10. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003. 503, [9] с. (Philosophy).
11. Мамардашвили М. К. Вильнюсские лекции по социальной философии (Опыт физической метафизики). СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2012. 320 с.
12. Бахтин М. М. Искусство и ответственность; К философии поступка; Автор и герой в эстетической деятельности; проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. Киев: NEXT, 1994. 384 с.
13. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления // Философские чтения. СПб.: Азбука-классика, 2002.
14. URL: https://www.youtube.com/watch?v=G0dIck01AjA
Выпуск: 1, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 173 — 177
Скачиваний: 1072