ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-153-162
Расширение масштабов деятельности высшей школы, выход ее на международный рынок образовательных услуг – одна из наиболее характерных черт нынешнего времени для всех стран. Россия имеет давний опыт по подготовке кадров для зарубежных стран, в число ее неизменных и дружественных партнеров входит Китай. В процессе обучения в России иностранные студенты сталкиваются с новым для себя комплексом факторов окружающей среды: иной социокультурной и языковой средой, непривычным климатом, новыми методами и формами обучения, полной сменой режима труда и отдыха и др., что неизбежно создает у них трудности в приспособлении к новым условиям жизни. Поэтому в ходе занятий трудности испытывают и российские преподаватели, обучающие студентов из Китая, и их тьюторы. Это объективно ставит задачу по созданию условий для адаптации иностранных студентов к обучению в России, чем и вызван анализ основных проблем социокультурного характера, с которыми сталкиваются студенты из КНР и их преподаватели при обучении в российских вузах. Рассматриваются вопросы учета в образовании этнокультурной специфики.
Ключевые слова: образование, российская система высшего образования, образование в Китае, преподаватели, студенты, социокультурная адаптация, национально-культурная специфика, психологические особенности студентов
Библиография:
1. Пак И. Я., Донмэй Вань. Культурный шок китайских студентов, обучающихся в российских вузах, пути его преодоления // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: материалы всероссийского семинара. Томск, 21–23 октября 2008 г. Томск: Изд-во ТПУ, 2008. Т. 2. С. 91–96.
2. Китайские, вьетнамские, монгольские образовательные мигранты в академической среде / науч. ред. Е. Ю. Кошелева. Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2013. 418 с.
3. Кузнецова Т. Е. и др. Особенности обучения китайских студентов в вузах РФ // Подготовка иностранных абитуриентов в вузах Российской Федерации (традиции, достижения, перспективы): материалы международной науч.-практ. конференции. СПб.: Полторак, 2010. С. 240–248.
4. Бутенко Л. И. Особенности адаптации китайских студентов в учебном процессе технического университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2008. 18 с.
5. Трофимова Н. М., Трофимова Н. Б. Межкультурное общение студентов педвуза // Вестник практической психологии образования. 2004. № 7. С. 43.
6. Афонасенко Е. Особенности этнического самосознания современных китайцев // Развитие личности. М.: МГПУ, 2004. № 1. С. 131–143.
7. Абрамова Н. А. Китайский этнос: от традиции к современности. Чита: ЧитГУ, 2011. 111 с.
8. Тертицкий К. М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. М., 1994. 347 с.
9. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск: Русич, 2003. 464 с.
10. Бальчиндоржиева О. Б. Культурная модернизация в Китае: трансформация традиционной культуры. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2014/4-1/5.html (дата обращения: 12.10.2016).
11. Девятов А. Красный дракон. Китай и Россия в ХХI веке. М., 2002. 289 с.
12. Тань А. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. М.: Языки славянской культуры, 2004. 240 с.
13. Шевелева С. И. Психологический портрет студентов стран Азиатско-Тихоокеанского региона // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: материалы всероссийского семинара. Томск, 21–23 октября 2008 г. Томск: Изд-во ТПУ, 2008. Т. 2. С. 171–177.
14. Система образования в Китае. URL: http://www.portalchina.ru/articles/education-system.html (дата обращения: 12.10.2016).
15. Динь С., Хмель Н. Д. Особенности протекания процесса социальной адаптации китайских студентов // Материалы круглого стола «Проблемы адаптации инокультурных студентов в России». Тверь, 2014. С. 34–43.
16. Гребенникова И. А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере китайских студентов): дис. … канд. пед. наук. Биробиджан, 2010. 197 с.
17. Ли Сюеюань. Адаптация китайских студентов младших курсов к обучению в вузе: аксиологический подход (на материале специальности «Русский язык как иностранный»): дис. … канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2009. 244 с.
18. Линь Яцян. Сравнительная характеристика инициативности у российских и китайских студентов: дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 126 с.
Выпуск: 1, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СРАВНИТЕЛЬНАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Страницы: 153 — 162
Скачиваний: 1317