ТЕОРИЯ ИНТУИТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-18-26
Анализируются ключевые положения теории интуитивной грамотности, разрабатываемой в рамках психолингвистического направления в изучении языка. Речь идет о способах применения в практике школьного преподавания русского языка концепции, апеллирующей к анализу особенностей индивидуальных показателей носителя языка (языковой способности, языкового вкуса, языкового чутья). Важным является установление взаимосвязи между теорией интуитивной грамотности и компетентностным подходом, определяемым в качестве основного в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения.
Ключевые слова: языковая компетенция, языковая способность, психолингвистика, интуитивная грамотность, орфографическое письмо, функциональное чтение, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Библиография:
1. Курьянович А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90–101.
2. Курьянович А. В. О роли эпистолярных текстов в развитии коммуникативной компетентности школьников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 58–63.
3. Стародубцева О. Г. Формирование иноязычной лексической компетенции студентов неязыкового вуза в контексте междисциплинарных связей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 38–42.
4. Буравлева Н. А., Грицкевич Н. К. Личностное развитие школьников в условиях реализации Федерального образовательного стандарта нового поколения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). C. 21–26.
5. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. URL: festival.1september.ru (дата обращения: 15.02.2015).
6. Львова С. И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении родному языку // Русская словесность. 2005. № 3. С. 41–45.
7. Барабошкина Л. И. О пользе орфографического чтения. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200701401 (дата обращения: 16.02.2015).
8. Подшивалова Е. О природной грамотности и условиях ее формирования. URL: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200200105 (дата обращения: 18.02.2015).
9. Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя. Тарту: Tartu Ulicool, Narva Rolledz, 2012. 48 с.
10. Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5–8 классов. М.: Просвещение, 1965. 280 с.
11. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1976. 272 с.
12. Ложникова Г. И. Обучение навыкам грамотного письма с учетом психофизиологических особенностей детей // Учитель. 2004. № 3. С. 40–43.
13. Никитина Е. И. Уроки развития речи: к учебнику «Русская речь. Развитие речи». 8 класс. М.: Дрофа, 2001. 158 с.
14. Сенина Н. А., Гармаш С. В., Кобякова Г. Н., Нарушевич А. Г. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2013. 374 с.
15. Львова С. И., Львов В. И. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Мнемозина, 2012. Ч. 1. 332 с.
Выпуск: 1, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 18 — 26
Скачиваний: 1109