КРЕАТИВНОСТЬ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ЭМПАТИИ И САМООЦЕНКИ
Несмотря на то, что креативность нередко связывают с психопатологией и отклонениями в психическом здоровье, существует и противоположное направление, подчеркивающее созидательную функцию творчества, а именно концепция самоактуализации – способности личности выйти за рамки физиологического, психологического и социального уровней потребностей, для того чтобы достичь высшей ступени пирамиды, связанной с реализацией собственных возможностей. Рассматриваются особенности связи креативности и самоактуализации в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Регрессионная модель креативности имеет лишь два значимых предиктора – проникающая способность в эмпатии и спонтанность. Модель самоактуализации, напротив, может быть с высокой степенью вероятности описана через параметры смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Результаты обсуждаются через призму личностных особенностей, характерных для творческих и само-актуализирующихся людей.
Ключевые слова: креативность, самоактуализация, смысложизненные ориентации, эмпатия, самооценка
Библиография:
1. Артеменко Н. А. Развитие креативных способностей специалистов как одно из необходимых условий подготовки современного педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 123–124.
2. Варлакова Ю. Р. Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 4 (106). С. 73–75.
3. Никольская О. Л. Психологические основания актуализации творческого потенциала и подготовки студентов педвуза к творческой деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 201 3. Вып. 13 (141). С. 48–55.
4. Дамбуева А. Б. Развитие креативности студентов в процессе изучения курса общей физики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 22–24.
5. Мещерякова Э. И., Ларионова А. В. «Я-креативное» в представлениях студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 196–201.
6. Маслоу А. Г. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья. М., 2000. 258 с.
7. Mathes E. W. Self-actualization, Metavalues, and Creativity // Psychological Reports. 1978. 43. Pp. 215–222.
8. Maslow A. H., Towards A. Psychology of Being (2 nd ed.). New York: Van Nosrtand Reinhold, 1968.
9. Ильиных А. Е. Психологические аспекты развития социальной креативности студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 199–203.
10. Асанова Н. В. Роль смысложизненных ориентаций в развитии личностной идентичности студента в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 55–60.
11. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005.
12. Загорная Е. В. Структура и содержание креативности в контексте самоактуализации личности: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2015. 180 с.
13. Runco M. A., Okuda S. M., & Thurston B. J. (1987). The Psychometric Properties of Four Systems for Scoring Divergent Thinking Tests // Journal of Psychoeducational Assessment. 1987. Vol. 2. Pp. 149–156.
14. Львова И. В. Психологические факторы развития креативности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 19 с.
15. Runco M. A. Creativity: Theories and Themes: Research, Development, and Practice. San Diego, CA: Academic Press, 2007.
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 31 — 37
Скачиваний: 1012