ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ВЫБОР КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью изучения взаимосвязи между психологическими особенностями личности и спецификой выбора копинг-стратегий как феномена совладания личности со стрессовыми ситуациями. Контингент исследования – учащиеся одиннадцатых классов общеобразовательных школ, категория людей, подвергающаяся в данный период времени влиянию стрессоров в связи с предстоящими выпускными экзаменами и нуждающаяся в совершенствовании, коррекции совладающего поведения. Для достижения поставленной цели исследована степень выраженности личностных (психодинамических) свойств выпускников средних школ и предпочитаемые ими стратегии преодоления стресса, а также установлено наличие взаимосвязи между личностными особенностями и выбором копинг-стратегий. В результате исследования выявлено, что для учащихся-экстравертов с высоким темпом реакции характерны эффективные поведенческие и эмоциональные и неэффективные когнитивные копинг-стратегии, в то время как учащимся с высокой степенью выраженности ригидности характерны неэффективные поведенческие копинг-стратегии. Таким образом, выявлена взаимосвязь между некоторыми психологическими (психодинамическими) особенностями личности и выбором стратегий совладающего поведения.
Ключевые слова: стресс, копинг-стратегии, психодинамические свойства личности
Библиография:
1. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С.167.
2. Исаева Е. Р. Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (копинга) на примере российской популяции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 6 (84). С. 86–90.
3. Lazarus R., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y., 1984.
4. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30.
5. Исаева Е. Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 144–147.
6. Самсонова М. С. Стратегии совладающего поведения при адаптации к инокультурному окружению [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4.
7. Львова Е. Н., Митина О. В., Шлягина Е. И. Личностные предикторы совладающего поведения в ситуации неопределенности // Психологические исследования. 2015. № 8 (40). 4.
8. Корытова Г. С. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С.117–123.
9. Гадельшина Т. Г. Влияние психотерапевтического тренинга на пищевое поведение, копинг-стратегии и ситуативную тревожность у женщин с избыточной массой тела // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 90–95.
10. Гычев А. В., Грицкевич Н. К., Кононова М. Е. Особенности психологических защитных механизмов и совладающего поведения безработных (гендерный аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 98–102.
11. Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 42–48.
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 38 — 44
Скачиваний: 1033