К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ
Отражены последствия миграционных процессов, происходящих в современной России. Определена роль русского языка в обучении в полиэтнической школе. Раскрываются понятия «полиэтническая школа», «полиэтнический класс», «ученик-инофон». Приведены результаты тестирования по русскому языку учеников-инофонов для определения сформированности умений и навыков разных видов речевой деятельности. Выделен ряд типичных ошибок учеников-инофонов, обучающихся в начальной школе. Определены направления работы в полиэтнических классах, которые помогут преодолеть трудности при обучении полиязычного контингента обучающихся, приведут к социальной адаптации детей-мигрантов. Показаны примеры использования методического материала учебников для преодоления типичных ошибок учеников-инофонов, обучающихся в начальной школе в рамках УМК «Перспективная начальная школа». Предложены рекомендации для организации педагогами эффективной учебной работы и внеурочной деятельности для преодоления проблем обучения младших школьников в полиэтническом классе.
Ключевые слова: полиэтнический класс, дети-мигранты, инофоны, речевой класс, социальная адаптация, индивидуальный подход, активные формы обучения, разноуровневые задания
Библиография:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. И. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб., 2007. С. 92.
2. Хамраева Е. А. Современный урок русского языка в поликультурной образовательной среде // Читаем вместе. 2014. № 4. С. 40–42.
3. Курьянович А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90–101.
4. Кумукова Ф. К. Освоение русского языка детьми-инофонами в условиях школы с полиэтническим составом // Сибирский учитель. 2012. № 3. С. 102–105.
5. Батарчук Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 149–153.
6. Гузеев В. В., Остапенко А. А. Методические основы обучения детей-инофонов младшего школьного возраста письму на неродном русском языке // Педагогические технологии. 2013. № 1. С. 103–111.
7. Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Программа по русскому языку УМК «Перспективная начальная школа». М.: Академкнига/Учебник, 2011. С. 289.
8. Харенкова А. В. Анализ особенностей речевого развития детей-билингвов // Проблемы современного образования. 2013. № 2. С. 164–171.
9. Каленчук М. Л. Русский язык: 3 класс: учебник: в 3 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2012. Ч. 2. С. 160.
Выпуск: 3, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБУЧЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Страницы: 92 — 100
Скачиваний: 1070