ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ СТУДЕНТОВ: ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
Рассматривается проблема социальной тревожности студентов университета через ее взаимосвязь с механизмами психологических защит, участвующих в сохранении психологического гомеостаза. Содержатся данные самостоятельного эмпирического исследования, проведенного в рамках реализации комплексной программы социально-психологической помощи студентам, оказавшимся в условиях дезадаптации. Результаты исследования свидетельствуют, что студенты с повышенным уровнем социальной тревожности в критических ситуациях применяют как менее зрелые (проективные механизмы защит) – вытеснение, регрессию, так и более зрелые (дефензивные) – проекцию, компенсацию, используя как уровни «перцептивной защиты» с удалением информации из сферы сознания, так и уровень переструктуризации информации. Выбор механизмов защиты зависит от многих факторов, в первую очередь от структуры личности, а также уровня образованности, социального статуса, возраста, пола, что требует дополнительного изучения. В ряде ситуаций мощный стрессовый, кризисный фактор, психическое расстройство, фармакологические девиации могут оп ределять специфичность набора используемых механизмов психологических защит.
Ключевые слова: социальная тревожность, социофобии, психологические защиты, студенты
Библиография:
1. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В., Берестнева О. Г. Идеальный образ партнера противоположного пола у современной студенческой молодежи различных этнических групп // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 866–889. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10001632 (дата обращения: 04.08.2014).
2. Шелехов И. Л., Гребенникова Е. В., Иваничко П. В. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методический комплекс. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. 264 с.
3. Булатова Т. А., Черных Е. И. Социальная тревожность в контексте психологических защит // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 107–112.
4. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Социальные страхи и социофобии: моногр. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. 210 с.
5. Краснова В. В., Холмагорова А. Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация // Психологическая наука и образование. 2011. № 1.
6. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология и психотерапия. СПб.: Питер, 2012. 944 с.
Выпуск: 3, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 33 — 39
Скачиваний: 2373