ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ
Предлагается авторский подход к проблеме становления девиантного поведения подростков, он рассматривается как совокупность неблагоприятных педагогических условий, которые обнаруживают определенную зависимость от семейного воспитания. В предлагаемом анализе эмпирических данных были использованы материалы бесед и опросов всех обследованных учащихся и их родителей, а также результаты анкетирования и тестирования. Представлены результаты опроса родителей. Отмечены мультифакторные педагогические проблемы в большинстве опрошенных семей: частые семейные конфликты, скандалы, холодность отношений между супругами, разводы и т. д. Отмечено несоответствие между оценкой характера взаимоотношений в семье родителями и детьми. Психоэмоциональное состояние и состояние психического здоровья членов семьи определяется как гармоничность/дисгармоничность семейных отношений. Чем больше в семье стабилизирующих педагогических факторов, тем уровень психического здоровья детей выше. Обосновывается адекватность применения комплексных программ педагогического анализа, диагностики и профилактики, что позволит в существенной степени оптимизировать коррекционно-педагогические, реабилитационные мероприятия и повысить их эффективность.
Ключевые слова: девиантное поведение подростков, семейное окружение, педагогические условия, микросоциально-средовые факторы
Библиография:
1. Семке В. Я., Положий Б. С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск, 1990. 207 с.
2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пос. для вузов. М.: Школьная пресса, 2008. 416 с.
3. Жигинас Н. В., Зверева Н. А., Гребенникова Е. В. Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 39–44.
4. Murray H. A. Explorations in Personality. N. Y., 1954.
5. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Психическое здоровье семьи. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 3044 с.
6. Волошина Л. В. Духовность: вопросы, суждения, мнения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). C. 40–45.
7. Жигинас Н. В., Гребенникова Е. В., Аксенов М. М., Зверева Н. А. Микросоциально-средовые факторы девиантного поведения подростков: обоснование персонологического подхода к диагностике и профилактике // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 87–91.
Выпуск: 2, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Страницы: 63 — 68
Скачиваний: 1234