ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматриваются условия формирования социальной компетентности обучающихся. На основе подходов к пониманию социализации и социальной компетентности конкретизируется понятие «социальная компетентность», выделяются ее компоненты. Сделана попытка рассмотреть социальную компетентность с позиции социализации как процесса вхождения человека в мир человеческой культуры, человеческих отношений. Социальная компетентность в данном случае определяется как интегральное личное образование, включающее в себя ряд взаимо обусловленных и взаимодополняющих компонентов когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер, позволяющих личности адаптироваться и самореализоваться в условиях современного общества, т. е. успешно пройти социализацию.
Ключевые слова: социальная компетентность, социализация, развитие, подходы, компоненты
Библиография:
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2010. 65 с.
2. Байденко В. И. Компетенция в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 4–11.
3. Лебедев О. Е. Стратегия модернизации образования. СПб.: ОИРШ, 2001. 26 с.
4. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. акад., 2001. 212 с.
5. Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Акад. проект, 2001. 384 с.
6. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000. 267 с.
7. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2001. 304 c.
8. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вестн. образования. 2008. № 1. С. 65–85.
9. Пушкарева Т. Г. Содержание социальной компетентности будущих педагогов сельских общеобразовательных учреждений // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 11 (101). С. 100–103.
10. Цветков В. В. Формирование социальной компетентности сельских школьников: дис. … канд. пед. наук. В. Новгород, 2002. 155 с.
11. Белоцерковец Н. И. Формирование социальной компетентности детей 3–7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 1999. Вып. 4 (13). С. 56–58.
12. Гусев А. Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома // Учитель. 2003. № 6. С. 67–72.
13. Маслова И. А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис. … канд. пед. наук. URL: http://science.ru
14. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе // Изв. Уральского гос. ун-та. 2007. № 50. С. 47–51.
15. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 96 с.
16. Белицкая Г. Э. Социальная компетентность личности. М.: ИП РАН, 1995. 245 с.
17. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления // Детский сад от А до Я. 2004. № 5. С. 54–69.
18. Калинина Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения. М.; Кострома, 2001. С. 146–148.
19. Лукьянова И. И. Базовые потребности как основа развития социальной компетентности подростков // Психол. наука и образование. 2001. № 4. С. 41–47.
Выпуск: 2, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Страницы: 54 — 62
Скачиваний: 1615