Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1151 | Проанализированы теоретические основания понятий «правовая грамотность» и «правовая грамотность обучающегося». Представлены результаты анализа структуры и содержания исследуемого понятия: нормативно-правовые основания, категориально-понятийный аппарат, связанный с данной дефиницией. На основе проведенного теоретического анализа и эмпирических данных предлагается уточненная формулировка данной дефиниции. Особое внимание уделяется вопросам взаимосвязи правовой грамотности и ведущих тенденций современного образования, следствием которой является воспитание гражданственности и всестороннее развитие личности. На основе анализа функции правовой грамотности предлагается структура «правовой грамотности обучающихся». Подробно представлено содержательное наполнение каждого компонента структуры (когнитивного, мотивационно-целевого, деятельностного и поведенческого) в их взаимосвязи и взаимозависимости. Ключевые слова: правовая грамотность, правовая грамотность обучающихся, практикоприменительные умения и навыки, функции правовой грамотности, мотивационно-ценностный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент, поведенческий компонент | 116 | |||||
1152 | Экологическая волонтерская деятельность как регулятор отношений человека и природы играет ключевую роль в социоприродной коммуникации, которая, в свою очередь, включает изменение сложившегося в обществе образа окружающей среды и построение новых оснований для взаимодействия с ней. Сегодня перспективы развития общества непосредственно связаны с процессом экологизации всех форм жизнедеятельности в интересах устойчивого прогресса. Речь идет о человеке, который в повседневной жизни стремится повысить свою осознанность, при этом с заботой относится к себе и окружающему его миру. Следовательно, экологическая волонтерская деятельность учит людей жить в гармонии с природой, способствует открытию в себе новых качеств, улучшению межличностных и профессиональных навыков. В ходе исследования экологической волонтерской деятельности в образовательных организациях высшего образования авторы научной статьи обращаются к истокам понятия «волонтерство» с целью выделить сущностные характеристики данного термина. Авторами сделан сравнительный анализ понятий «волонтер», «добровольчество», «доброволец», «волонтерская деятельность», «экологическое волонтерство», «экологическая волонтерская деятельность» на основе казахстанского теоретического и практического опыта. Так, анализ литературы позволил выявить синонимичность понятий «волонтерство» и «добровольчество». Авторы отдают преимущество термину «волонтерство» в связи с его широкой международной распространенностью. В связи с этим исследование проблемы развития экологической волонтерской деятельности позволил нам определить главные характеристики волонтера как субъекта экологической волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность в Казахстане регулируется рядом нормативно-правовых актов, одним из которых является Концепция развития молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Республики Казахстан. Концепция определяет порядок взаимодействия по развитию молодежной волонтерской деятельности в учреждениях образования республики в целях ее широкого распространения, масштабирования и популяризации в молодежной среде. Волонтерское движение в Казахстане полностью поддерживается государством: создан Фонд культуры и поддержки творческих инициатив, расширяются практики тренинговых программ, обучающих семинаров и других форматов для подготовки волонтеров из числа молодежи, активно внедряются специальные образовательные программы в вузах. Экологическую волонтерскую деятельность авторы рассматривают как эффективное средство воспитательной работы со студентами, которая способствует формированию социально значимой гражданской позиции, а также высших нравственных чувств и характеристик: справедливости, доброты, толерантности, дружелюбия и трудолюбия. Таким образом, определены сущностные основания экологической волонтерской деятельности, ее основополагающие признаки и характеристики. В практической части авторы обращаются к опыту ведущего вуза Казахстана – Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, в котором активно развивается экологическое волонтерское движение среди студентов. Приведенный опыт вуза непосредственно может быть тиражирован в других учебных заведениях. Ключевые слова: волонтерство, экoлогическое волонтерство, экологическая волонтерская деятельность, экологическая культура, высшее учебное заведение, образование, добровольчество, эковолонтеры, молодежь | 116 | |||||
1153 | Рассматриваются модели «Я», созданные в зарубежной психологии. Учитывается их место в теориях более широкого порядка. Методологические основания конструкта «Я» не рассматриваются, а берутся как предпосылки и основания, важные для понимания концептуальных истоков психологических моделей «Я». Предлагается классифицировать модели «Я» по их месту в теориях более широкого порядка. В связи с этим выделяются и различаются психодинамические, бихевиоральные, когнитивные, социально-психологические, нарративные, экзистенциально-гуманистические модели «Я». В психодинамических моделях «Я» относится к областям сознания и подсознания, рассматривая их совместно. При этом «Я» дифференцируется и расщепляется в результате дивергенции и фрагментации или, наоборот, характеризуется конвергенцией и возникновением целостного «Я». В бихевиоральных моделях показывается поведенческий взгляд на «Я». Оно определяет «Я» как текущие активности, включая внешнее поведение, вербальное поведение и висцеральную активность. Когнитивные модели содержат описания, предписания и ожидания об атрибутах и целях, относящихся к самосознанию человека. Когнитивное «Я» понимается как фильтр входящей информации. Социально-психологические модели рассматривают «Я» как субъекта и объекта, отношения, которым оно отделяет себя от самого себя. В нарративных моделях «Я» касается жизненных историй, которые реконструируют прошлое, обращаются к настоящему и воображаемому будущему в единстве. Это рассказы людей о себе. Экзистенциально-гуманистические модели имеют дело с «Я», которое склонно актуализировать себя. Это приводит к дифференциации, символизации опыта и переживания. Общей особенностью всех моделей «Я» является их фрагментация. Перспективу их интеграции можно отнести к отдаленному будущему. Ключевые слова: зарубежные модели «Я», дифференциация «Я», психодинамическое «Я», поведенческое «Я», когнитивное «Я», социально-психологическое «Я», нарративное «Я», экзистенциально-гуманистическое «Я» | 115 | |||||
1154 | Работа направлена на представление авторского метода фотопроекции, позволяющего изучать социальные представления респондентов на основе анализа соответствующего визуального нарратива. Концептуальной основой исследования послужила теория ядра и периферии Ж.-К. Абрика. На основе сопоставления вербального (ядро, пространство семиотических норм) и невербального (периферия, пространство семиотических практик) фокусов внимания респондентов и выявления степени конфликтности – согласованности образующих их представлений авторы выделили на теоретическом уровне три типа взаимосвязи ядерных и периферических представлений семиотического кода: согласование, сопряжение, конфликт. Эмпирическое обоснование было построено путем соотнесения данных, полученных с помощью метода фотопроекции и данных ассоциативного эксперимента при учете данных о силе и специфике действия защитных механизмов респондентов на базе исследования темы «безопасность образовательной среды». Гипотезой исследования послужила идея о том, что конфликтный тип взаимосвязи ядерных и периферических представлений у респондентов определяет рассогласование социальных представлений разного уровня и выражается в повышении дезадаптивных защитных механизмов личности. Выборку для качественного исследования составили 20 студентов в возрасте 19–23 лет (M = 20,7; SD = 1,24). Полученные результаты позволяют говорить о возможности применения метода фотопроекции и его теоретической конструкции, связанной с выделением типов взаимосвязи ядерных и периферических представлений, для эмпирического исследования социальных представлений. Ключевые слова: метод фотопроекции, визуальный нарратив, семантический код, ядерное представление, периферическое представление, безопасность образовательной среды | 114 | |||||
1155 | Процессы глобализации в современности характеризуются высокой интенсивностью и многогранностью. Первичными элементами глобализации являются люди, населяющие планету. Среди студентов межкультурный обмен особенно интенсивен и сложен. Большой проблемой для студентов является совмещение усилий по развитию межкультурной компетентности с освоением основной образовательной программы в учебном заведении. Цель настоящего исследования – определение сущности и особенностей психологических факторов развития межкультурной компетенции иностранных студентов. Научная новизна работы заключается в рассмотрении и предложении использования комплексного подхода к стимулированию развития межкультурных компетенций, в рамках которого требуется одновременное поддержание интереса к новой культуре, мотивация к знакомству с ней и вместе с тем признание уникальности социально-культурного опыта иностранных студентов, предоставление им возможности проявить свои особенности. Отдельной задачей является пресечение формирования малых этнических групп в случае, когда принадлежность к такой группе препятствует студенту в процессе его аккультурации в новой среде. В целом формирование межкультурной компетентности не сводится к определенным действиям, а требует комплексного обеспечения психологического комфорта в новой среде. С одной стороны, студенты сталкиваются с академической нагрузкой, с другой – новая среда бросает вызовы и поднимает вопросы перед студентами. Успех формирования межкультурной компетентности зависит от нескольких субъектов в равной степени, и в первую очередь от самих иностранных студентов как самостоятельных личностей и принадлежащих к собственной культуре людей, от коллектива образовательного учреждения и его студентов, а также от общества в целом как от более широкой среды, в которую прибывает иностранный студент. Ключевые слова: глобализация, межкультурная компетентность, социальное взаимодействие, межкультурный обмен, культурная идентичность, социокультурная адаптация, аккультурация | 112 |