№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
251 | Рассматривается значимость пословиц для изучающих иностранный язык, подробно анализируются факторы, обусловливающие особую важность знания пословиц для переводчика. Анализируется степень представленности пословиц в процессе обучения иностранным языкам и делается вывод о необходимости целенаправленного включения данных языковых средств в процесс иноязычной подготовки переводчиков. Описываются подходы к работе с пословицами и виды упражнений, которые могут быть использованы. Ключевые слова: перевод, иноязычная подготовка переводчика, пословицы, переключение кода | 1006 | |||||
252 | Рассматривается необходимость формирования специалиста с заданными качествами для современного рынка труда через развитие социально-профессиональной активности студента. Приводится обобщенный образ современного студента колледжа как информационная основа разработки модели развития социально-профессиональной активности студентов многопрофильного колледжа, даются сущностные характеристики модели. Обобщаются итоги работы по развитию социально-профессиональной активности студентов колледжа путем групповой и индивидуальной форм работы, созданию социализирующей среды колледжа, ее насыщению различными видами деятельности. Рассматриваются структура индивидуального плана саморазвития студента, вовлечение студента в различные направления деятельности, взаимосвязь с повышением профессионального мастерства педагогов и уровнем работы колледжа. Описывается стратегическая игра «Траектория успеха» как организационная форма, мотивирующая деятельность студента. Приводятся примеры взаимодействия колледжа и работодателей по участию студентов в корпоративных мероприятиях предприятий. Представлены инициативы колледжа на различных уровнях, в том числе в международном сотрудничестве, способствующие развитию студента, повышению статуса и значимости колледжа на окружном уровне. Раскрываются содержание и ход опытно-экспериментальной работы, процесс непрерывного мониторинга. Даются примеры изменения количественных показателей деятельности колледжа в результате опытно-экспериментальной работы и изменения структуры мониторинга. Ключевые слова: модель развития социально-профессиональной активности студента, стратегическая игра, групповая работа, индивидуальный подход, развитие, саморазвитие, мониторинг | 1006 | |||||
253 | Предпринята попытка осмысления изменений психологических состояний человека, связанных со сменой жизненной среды. Рассматривается проблема изучения жизнестойкости лиц, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся в реабилитационных центрах. Формулируются актуальные вопросы, связанные с поиском психолого-педагогических путей оказания постпенитенциарной помощи бывшим осужденным. Констатируется факт негативных для человека последствий отбывания уголовного наказания, снижающих уровень жизнестойкости и способствующих маргинализации и стигматизации личности в современном обществе. С учетом происходящих переломных событий в жизни человека акцентируется внимание на необходимости изучения жизнестойкости как значимого ресурса личности, способствующего преодолению трудных жизненных ситуаций. Прослеживается взаимосвязь между уровнем психологической готовности к жизни после освобождения из мест лишения свободы и преодолением препятствий как объективного, так и субъективного характера, что будет являться одной из характеристик жизнестойкости личности. Подтверждается важность исследования проблемы жизнестойкости личности в постпенитенциарный период в контексте построения человеком своего дальнейшего жизненного пути и решения жизненных ситуаций социального характера. Предлагаются дальнейшие шаги, направленные на решение комплекса исследовательских задач в теоретической и практической плоскостях в рамках выбранной для изучения темы. Ключевые слова: ресоциализация, жизнестойкость, бывший осужденный, по- стпенитенциарная адаптация, реабилитационный центр | 1006 | |||||
254 | Актуальноcть иcследования данной проблемы обусловлена запросом общества, ростом инклюзивного образования в стране. Анализируются понятия «адаптация», «школьная адаптация», «социальная адаптация», «личностная адаптация», «психологическая адаптация» и обосновываются педагогические условия, обеспечивающие результативность адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к учебной деятельности. Были использованы следующие методики: опросник для учителя по изучению школьной адаптации учащихся (методика Л. М. Ковалевой), проективная методика «Что мне нравится в школе?» (Н. Г. Лусканова), «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова), «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор), «Адаптация» (Т. А. Немчин). Выявлены своеобразие взаимодействия обучающихся, личностная устойчивость, индивидуально-психологические особенности, школьная тревожность в период адаптации. Результативность исследуемого явления достигается путем реализации педагогической технологии, педагогического сопровождения, средствами субъектразвивающего образования. Исследование позволяет сделать заключение, что успешность адаптации младшего школьника с ОВЗ к учебной деятельности обеспечивается специально созданными педагогическими условиями, в число которых входят: активизация познавательной активности детей, организация сотрудничества как трехстороннего аспекта взаимодействия, обеспечение инклюзивного диалогического общения с учетом возрастных особенностей развития психических процессов, создание положительного микроклимата социального окружения. Ключевые слова: младший школьник, адаптация, школьная адаптация, факторы адаптации, инклюзивное образование, учебная деятельность | 1006 | |||||
255 | Многолетняя работа автора с учащимися средней школы и студентами физико-математического факультета Горно-Алтайского государственного университета (ГАГУ) показала, что как в школе, так и в вузе существуют серьезные проблемы в изучении вероятностно-статистических понятий и методов и как следствие – проблемы в преподавании и изучении студентами математических дисциплин [1]. В статье рассматриваются причины возникновения этих проблем, приводится анализ действующих учебников математики 5–11-х классов, в которые включен стохастический материал. Ключевые слова: комбинаторика, вероятность, статистика, преемственность | 1004 | |||||
256 | Рассматриваются особенности и возможности системы управления обучением Moodle при организации компьютерного тестирования в процессе обучения иностранным языкам студентов неязыковых специальностей. Данная система является современной обучающей средой, позволяющей использовать тесты не только в контролирующей, но и в обучающей функции. Организация тестирования в системе Moodle обеспечивает реализацию индивидуальных учебных траекторий студентов и значительно повышает эффективность процесса обучения иностранному языку. Ключевые слова: образование, иностранный язык, дистанционное обучение, система управления обучением Moodle, обучающее тестирование, контрольное тестирование | 1004 | |||||
257 | Обоснована актуальность формирования партнерских отношений детского сада и семьи. Приведены результаты проведенного эмпирического исследования по выявлению отношения и осведомленности родителей об организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, а также их отношение к здоровьесбережению детей. Охарактеризованы формы организации взаимодействия детского сада и семей воспитанников и описаны результаты внедрения и апробирования некоторых из них. Ключевые слова: партнерские отношения, проектная деятельность, взаимодействие, здоровьесбережение, формы организации | 1003 | |||||
258 | Экологическое образование для устойчивого развития рассматривается как условие совершенствования профессиональных компетенций педагога, совершенствование которых возможно в рамках дополнительного профессионального образования. При этом необходимо включить в структуру и содержание профессиональных (ключевых, базовых, специальных) компетенций экологическую составляющую, поскольку в теории и практике современного образования проблемы формирования экологических компетенций обычно исследуются отдельно, обособленно от профессиональных компетенций педагога. Следовательно, включение экологической составляющей, основанной на идеях экологического образования для устойчивого развития, может стать не только частью профессиональных компетенций педагога, но и условием для их совершенствования. Ключевые слова: устойчивое развитие, образование для устойчивого развития, экологическое образование для устойчивого развития, профессиональные компетенции педагога, экологическая составляющая компетенций | 1003 | |||||
259 | Ставится проблема поиска преемственных связей в формировании универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную. Эта проблема актуализирована введением ФГОС основного общего образования и поиском педагогамипрактиками эффективных способов формирования и диагностирования универсальных учебных действий (УУД) на разных возрастных ступенях. Авторы анализируют опыт школы совместной деятельности в этом направлении, в частности описывают проведение общешкольного семинара, цель которого состояла в проявлении специфики и приращений разных групп УУД при переходе из начальной школы в основную. Приведены примеры экспертных карт, позволяющих выделять на уроке разные группы УУД, уровень их сформированности (знакомство, формирование, пользование); обобщенный портрет выпускника начальной и основной школы, преемственные линии в содержании разных групп УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных. Ключевые слова: метапредметные результаты, совместная деятельность, экспертиза сформированности универсальных учебных действий, портрет выпускника, преемственность | 1002 | |||||
260 | Рассматривается опыт организации конкурса знатоков олимпизма в общеобразовательной школе. Представлены методы и результаты изучения уровня олимпийской образованности школьников с помощью конкурсных заданий. Рассмотрена подготовка школьников к конкурсу и предварительный опыт изучения ими олимпийской тематики. Охарактеризованы содержание конкурса, виды конкурсных заданий, дана оценка качеству и сложности конкурсных вопросов. Наиболее важным в формулировании вопросов является их информативность. Сделан акцент на необходимости использования конкурсных заданий в целях повышения уровня олимпийской образованности школьников. В конкурсе выявлены общие и специальные знания школьников об Олимпийских играх, их истории, героях и традициях. Результаты показали средний уровень знания школьниками олимпийской тематики. В заключение приводится объяснение результатов конкурса, формулируются основные направления деятельности по повышению качества организации конкурса как формы распространения и развития олимпийского образования. Ключевые слова: конкурс знатоков олимпизма, школьники, Олимпийские игры, олимпийское движение, знания | 1002 | |||||
261 | Представлены результаты третьего этапа исследования «Реализация педагогического потенциала социальных центров в социокультурном пространстве стран Содружества Независимых Государств». Социальные центры рассматриваются как временные неформальные объединения гражданских активистов, решающие разноплановые социальные проблемы. Рост гражданских инициатив определил возникновение группы заинтересованных в специальном образовании лиц. Анализ инновационных продуктов социальной сферы, опрос среди активистов позволил выявить элементы образовательного запроса. К ним относятся особенности социальной самоорганизации, способы реализации педагогического потенциала разных социокультурных институтов, эффективное взаимодействие в рамках публично-частного партнерства, менеджмент и социально ориентированный маркетинг. Особо отмечается формирование умения создавать полноценные сервисы для конкретной целевой аудитории. Имеется потребность в подготовке к организационно-координационной, консалтинговой деятельности, адвокатированию в условиях социальной самоорганизации. Наметившаяся тенденция формирования описанного содержания образования повторяет мировой опыт. Социальная работа в широком понимании в странах Азии, Восточной Европы также основывается на компетенциях, связанных с работой в территориальном сообществе, активизации имеющихся общественных ресурсов. Определен актуальный формат образовательного взаимодействия – неформальное образование. Этот факт объясняется максимальной ориентацией данной модели обучения на запросы участников, вариативность в определении места и времени встречи. Сегодня актуальны конференции, семинары, стажировки, виртуальное наставничество. В настоящее время в странах Содружества Независимых Государств имеется корпус тренеров неформального образования, компетенции которых сформированы в гуманитарных проектах Европейского Союза по направлению «Восточное партнерство». Представлены результаты анализа тематических предложений на образовательном рынке. Учреждения формального образования в области социальной работы предлагают обучающие программы, в которых уделяется внимание педагогике, психологии и менеджменту. Определено содержание образовательных программ по трем видам модулей: общекультурных, общепрофессиональных (базовых), специальных профессиональных компетенций. Ключевые слова: социальный центр, образовательное пространство СНГ, неформальное образование, образование взрослых | 1001 | |||||
262 | Рассматривается история вопроса развития государственно-общественного управления в отечественной системе образования. Дается обзор взглядов на заявленную проблематику как в дореволюционной России, так и в советский, и в современный период. Исследуются риски и проблемы взаимодействия школы и общества на современном этапе. Предлагается новый эффективный подход к организации данного взаимодействия в виде долговременной проектной деятельности школы совместно с социальными партнерами. Анализируется педагогическая практика конкретного образовательного учреждения Санкт-Петербурга по долговременному взаимодействию школы с социальными партнерами в разнообразных аспектах человеческой деятельности. В качестве примера успешно реализуемых проектов описываются взаимоотношения школы с деятелями науки, культуры, искусства по приобщению детей к вдумчивому чтению, умению видеть прекрасное, находить неожиданные решения сложных проблем. Образовательная среда города рассматривается в качестве ключевого условия, способствующего развитию современного ребенка. Делаются выводы о востребованности в современных условиях существовавших ранее практик взаимодействия семьи и школы, необходимости развития проектных технологий с привлечением социальных партнеров, а также возможности возникновения на основе взаимодействия школы и города детско-взрослых долговременных сообществ по интересам, что способствует самоопределению учащихся. Ключевые слова: социальное партнерство, государственно-общественное управление, взаимодействие школы и общества, проектная деятельность, образовательная среда города, самоуправление, попечительский совет, благотворительность, добровольчество, открытость школы | 1001 | |||||
263 | Раскрывается решение проблем формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности в рамках иноязычной подготовки в техническом вузе. Данная компетенция рассматривается как результат интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенций. Критерии сформированности целевой компетентности модифицированы с учетом ее интегративной природы. Рассмотрены этапы ее формирования и механизмы интеграции на каждом из них. Предложены упражнения, которые следует использовать для решения основных задач каждого этапа. Показано, как можно адаптировать традиционные для лингводидактики упражнения к общим задачам современного инженерного образования и развивать с их помощью профессиональные компетенции. Ключевые слова: инженер, иноязычная подготовка, высшее профессиональное образование, компетенция, компетентность | 1001 | |||||
264 | Представлены результаты исследования процесса профессионального и личностного самоопределения подростков в педагогических классах дореволюционного времени и современного г. Томска. Выяснено, что тема самоопределения рассмотрена в научно-методической литературе не в полном объеме: превалирует интерес к профессиональному, а не личностному самоопределению. Устранение этого пробела в изучении исторического опыта позволило установить специфику корреляции личностного и профессионального самоопределения в подготовке обучающихся, показать определяющие воспитательные эффекты пребывания детей в педагогических классах и проследить влияние отмеченной подготовки на их взрослую жизнь. Ключевые слова: профессиональное и личностное самоопределение, педагогический класс, дополнительное образование детей, педагогика | 999 | |||||
265 | Представлено исследование особого вида миграции – учебной. Рассматривается ее роль не только в образовательном процессе, но в развитии научно-технического прогресса, экономики, глобализации, интеграции России в мировую систему образования. Подчеркиваются функции экспорта образовательных услуг, приводятся данные по динамике роста числа иностранных студентов, обучающихся в вузах России, рейтинг городов, в которых обучалось более всего иностранных студентов. На основе анализа литературных источников выделены факторы, влияющие на процессы учебной миграции. На основе интервью со студентами – участниками академических обменов выделены образовательные формы, используемые в зарубежных вузах. Ключевые слова: миграция, учебная миграция, конкурентные преимущества, система образования, образовательная деятельность, образовательные формы | 998 | |||||
266 | Раскрыт ресурс дополнительного профессионального образования, в частности программ профессиональной подготовки, в решении задач развития кадрового потенциала сферы дошкольного образования на региональном уровне. Обоснована необходимость развития профессиональной Я-концепции педагогов дошкольного образования в процессе профессиональной переподготовки в контексте достижения такой характеристики ее качества как акме-направленность. Показан соответствующий образовательный опыт ТГПУ. Приведены и проинтерпретированы эмпирические данные, связанные с развитием профессиональной Я-концепции педагогов сферы дошкольной педагогики г. Томска, полученные на основе использования метода опроса (анкетирования, интервьюирования) и метода анализа продуктов деятельности (эссе). Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, педагог дошкольного образования, профессиональная Я-концепция, профессиональная переподготовка, акме-эффекты андрагогических программ | 997 | |||||
267 | Рассматриваются особенности коммерциализации образовательных разработок гуманитарного вуза. Анализируются истории успеха и источники трудностей, с которыми сталкиваются гуманитарные (педагогические) вузы в процессе трансфера разработок. Раскрывается опыт коммерциализации инновационных образовательных разработок офисом коммерциализации образовательных и научно-технических разработок Томского государственного педагогического университета. Представлены модели коммерциализации инновационных образовательных разработок – заключение издательского лицензионного договора на объекты интеллектуальной собственности, прикладные исследования по заказу организаций реального сектора экономики, сделки по лицензионным договорам, создание малого инновационного предприятия на ба зе объектов интеллектуальной собственности вуза. Подчеркивается важность организации в гуманитарном вузе системной работы по обеспечению полного инновационного цикла – от возникновения идеи до ее внедрения. Ключевые слова: коммерциализация, инновации в образовании, инновационные образовательные разработки, объекты интеллектуальной собственности, малое инновационное предприятие, модели коммерциализации | 996 | |||||
268 | Культура безопасности дошкольника обеспечивает сохранение его жизни, физического и психического здоровья, гармоничное взаимодействие с окружающим миром. Для воспитания культуры безопасной жизнедеятельности дошкольника используются разнообразные игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, спортивные. Основным источником игровой активности является уже приобретенные опыт и знания. «Игры-защитники» обеспечивают потребность в безопасности, позволяют ребенку почувствовать себя защищенным, в ходе «игры-взаимодействия» дети учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, с миром. Исследовательская деятельность позволяет ребенку познавать причинно-следственные связи и осознавать свое место в системе существующих закономерностей. Ключевые слова: культура безопасности, «игры-защитники», «игры-взаимодействия», познавательно-исследовательская деятельност | 996 | |||||
269 | Профильное обучение является одним из перспективных направлений в решении задач самоопределения молодежи, развития индивидуальных способностей, успешной профессиональной идентификации и самореализации в будущем. Исследование особенностей межличностных отношений старшеклассников позволило выявить различия в структуре отношений и самоаттестации социально-психологических характеристик в классах с социально-гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическим профилем обучения, определить проблемные и ресурсные зоны профильного обучения. Ключевые слова: профиль обучения, идентификация, дисгармония межличностных отношений, старшеклассники | 996 | |||||
270 | Обобщен опыт работы по подготовке учителей к работе по предмету «практическое человекознание». Рассмотрен индивидуальный подход к организации учебного процесса, базирующийся на принципах творческой деятельности. Ключевые слова: психолого-педагогические условия творческой деятельности, система профессиональных качеств, необходимых для работы по предмету «практическое человекознание», разработка технологической карты развития способностей младших школьников | 995 | |||||
271 | Представлен способ организации образовательного процесса по освоению учащимися начальной школы регулятивного учебного действия оценки как пример реализации деятельностной модели формирования умственного действия (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. С. Лазарев). Определены общие подходы к организации образовательного процесса: разработка программы формирования УУД, построение метапредметного содержания, проектирование учебного занятия. Новизна работы связана с построением содержания осваиваемого понятия, которое определяется ориентировочной основой соответствующего ему действия. Ключевым моментом предлагаемой технологии является принятие учащимися учебных целей через построение нормы на результат, на способ осваиваемого действия и создание условий для осуществления школьниками содержательной рефлексии по результатам решения учебной задачи. Представлено описание урока по формированию действия оценки. Ключевые слова: метапредметные понятия, универсальные учебные действия, умственное действие, ориентировочная основа действия, программа формирования УУД, субъект учебной деятельности, действие оценки | 993 | |||||
272 | Рассмотрены характерные проявления расстройств аутистического спектра, трудности включения учащихся, страдающих аутизмом, в учебную деятельность. Описана зависимость коэффициента интеллекта от формы аутизма, дезинтегративность когнитивного развития в познавательной сфере. Представлен опыт работы с младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра в общеобразовательных школах г. Северска Томской области: индивидуальный учебный план, включающий варианты обучения в классе, индивидуально и дистанционно; практические приемы по созданию условий для ситуаций общения; организация гибкого режима психоэмоциональных нагрузок; способы снятия напряжения. Положительная динамика социального развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра подтверждена результатами анализа учебных планов, портфолио, биографических данных обучающихся. Ключевые слова: младшие школьники, расстройства аутистического спектра, общеобразовательная школа, социализация, гибкий учебный план, создание ситуаций общения, вербализация контактов | 992 | |||||
273 | Обосновывается необходимость дальнейшего профессионального развития специалиста, принимая во внимание тот факт, что объем знаний, умений, навыков и компетенций, получаемый в стенах образовательных организаций, удовлетворяет современным требованиям только в течение ограниченного времени. Дальнейшее профессиональное развитие возможно в системе дополнительного профессионального образования. Поскольку главной целью дополнительного профессионального образования специалистов является совершенствование и (или) получение новой компетенции, то выбор методов обучения должен определяться планируемым результатом. Предлагается в качестве одного из инструментов повышения эффективности обучения использовать уровень активности учебно-познавательной деятельности обучающегося. Отмечается, что особенностью обучения в системе дополнительного профессионального образования является необходимость приобрести не только необходимые знания (уяснить, запомнить и воспроизвести), но и сформировать требуемые навыки и умения, то есть развить или приобрести способность применять знания в практической деятельности. Поэтому познавательная деятельность слушателей не должна ограничиваться процессами слушания, восприятия и фиксации образовательного материала. С учетом особенностей и специфики обучаемого контингента слушателей курсов дополнительного профессионального образования проводится анализ основных принципов активизации познавательной деятельности обучающихся: проблемности, максимального соответствия функциональным и практичным задачам, взаимообучения, самообразования, индивидуализации, самообучения, мотивации и творческого характера познавательной деятельности. На основе приведенного анализа вырабатываются рекомендации и предложения по реализации принципов активизации познавательной деятельности в рамках дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, эффективность, познавательная активность, принципы активизации, компетенции | 992 | |||||
274 | Показано, что деятельность педагога в инклюзивной среде превращается в объективно действующий фактор проявления им нравственно-этических качеств. На основе профессионального стандарта педагога рассмотрена структура этической компетенции учителя, позволяющей ему работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, приведена методика выявления потребностей педагогического коллектива в развитии профессионально-этических качеств, позволяющих создать комфортную и толерантную среду в образовательной организации. Ключевые слова: инклюзивное образование, педагогическая этика, профессионально-этические качества, толерантность, принципы инклюзивной этики | 991 | |||||
275 | Рассматриваются ключевые подходы к концептуализации понятия «цифровая грамотность» в зарубежном и российском исследовательском дискурсе. Отмечается дефицит подходов к анализу компетенций, связанных с эффективной коммуникацией и адаптацией к социально-сетевой коммуникативной культуре молодежи. Предлагается новая концептуализация социально-сетевой цифровой грамотности как элемента сетевой цифровой культуры и общей цифровой грамотности поколения Z. На основании оценок и мнений представителей цифрового поколения, выявленных в результате проведения серии полевых исследований в рамках исследовательского проекта, посвященного изучению сетевой культуры поколения Z, описывается содержательное наполнение комплекса следующих лингвистических, коммуникативных и прагматических компетенций, образующих социально-сетевую цифровую грамотность: лингвистической компетенции по продуцированию разножанрового социально-сетевого контента и эффективной обратной связи; коммуникативной компетенции по организации контекстов социально-сетевой коммуникации с различными аудиториями пользователей; практиконормативной компетенции по соблюдению этических норм и требований этикета и поддержанию бесконфликтного социально-сетевого общения; компетенции социальносетевой самопрезентации. Ключевые слова: цифровая грамотность, социально-сетевая коммуникативная культура, цифровые компетенции, цифровая трансформация образования, поколение Z | 991 | |||||
276 | Рассматривается система «мать – ребенок» в раннем детстве с точки зрения взаимосвязи совладающего поведения матери и психосоциального развития ребенка. Подчеркивается целесообразность изучения психического развития ребенка раннего возраста в рамках его взаимодействия с матерью как единой системы, поскольку благодаря симбиотическому характеру их взаимоотношений и незрелости психики ребенка влияние матери на его развитие в первые три года жизни перекрывает все остальные факторы. Обращается внимание также на то, что специфичность трудных ситуаций в процессе материнско-детского взаимодействия актуализирует характерный для матери стиль такого особого социального поведения, как копинг-поведение. Предложено и сформулировано понятие раннего материнского копинга. Представлены эмпирические результаты раннего материнского копинга, выявлены его нормативные показатели. Ключевые слова: копинг, копинг-поведение, ранний материнский копинг, копингстратегии, совладающее поведение, стратегии совладания, конструктивные стратегии совладания, матери, воспитывающие детей раннего возраста, ранний возраст, психосоциальное развитие | 989 | |||||
277 | Рассматриваются теоретические аспекты проектирования учебных задач и их систем с целью их дальнейшего применения в процессе формирования общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования, а также диагностики уровня их сформированности. Проанализированы историко-педагогические этапы становления данной категории. Представлен ряд наиболее обсуждаемых в научной литературе аспектов учебных задач, в том числе подходы к их определению, установлению содержания, этапов решения. Предложены определения учебного задания, учебной задачи и системы учебных задач с позиции компетентностного подхода. Названы ключевые методологические и теоретические основания для проектирования учебных задач, а также описаны этапы этого процесса. Ключевые слова: учебная задача, система учебных задач, диагностика, среднее профессиональное образование, проектирование | 989 | |||||
278 | Приведены результаты анкетирования студентов заочного отделения факультета дошкольного и начального образования Томского государственного педагогического университета, в рамках которого выяснялось отношение респондентов к проблеме организации наставничества в образовательных учреждениях. Выясняется, какие факторы влияют на то, чтобы молодой педагог остался в профессии; какие формы работы с молодыми педагогами используются чаще всего; какими профессионально-личностными качествами должен обладать педагог-наставник. Делается вывод, что мнения респондентов о качествах наставника позволяют сгруппировать их в психологический «треугольник противостояния» (эмпатия, коммуникабельность, требовательность) и педагогический «треугольник взаимодополнительности» (опыт, умение учить, исследовательские качества). На основании этого делается вывод о том, что деятельность педагога-наставника представляет соорганизацию разных моделей организации совместной деятельности с подопечным: авторитарной, лидерской, партнерской. Ключевые слова: анкетирование, молодой специалист, наставник, сопровождение, совместная деятельность, качества наставника | 988 | |||||
279 | Анализируется понятие «досуг», рассматриваются особенности его содержания на различных этапах научного исследования данной области, обращается внимание на отношение с понятием «свободное время», описываются вероятные противоречия в сфере досуга, указываются способы их разрешения. Обоснована возможность использования досуга в профессиональном воспитании военнослужащих, предложен общий замысел деятельности военного педагога и порядок его реализации с применением средового подхода. Ключевые слова: досуг, профессиональное воспитание военнослужащих, средовой подход | 987 | |||||
280 | Анализируются особенности регионов Западной Сибири, сходных по уровню социально-экономического развития, ментальным установкам и составу населения, создающие возможности для формирования региональной системы образования. Отмечается, что регионализация образования является традиционной частью российской государственной политики в досоветский, советский период и в наше время. Выявляется, что характеристики таких соседствующих регионов Западной Сибири, как Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области и Алтайский край, обеспечивают сходные условия для развития образовательных систем. Их социокультурное пространство включает объединяющие региональные факторы. Общность характеристик образовательных систем указанных выше регионов позволяет говорить об их схожести и единстве социально-культурных задач. Прежде всего это обусловлено не только природно-климатическими факторами, но и единством социальных и культурно-исторических процессов, формирующих общность территорий субъектов Федерации. Развитие поликультурного образовательного пространства в Западной Сибири наиболее динамично в сфере образовательных услуг. Поликультурная образовательная среда исследованных сибирских регионов обеспечивает комфортные условия образовательного взаимодействия, в том числе в сфере оказания образовательных услуг. Отмечено восстановление доверия населения к региональному образованию, его роль в социально-экономическом развитии большинства регионов Западной Сибири. В регионах Западной Сибири отмечается определенное единство социокультурного пространства, общность социально-экономического пространства и сходство образовательного пространства, отражающихся в системе образования и особенностях ее развития. Это обеспечивает опережающее развитие сферы образовательных услуг и возможность эффективного использования дефицитных потенциалов развития образования. Ключевые слова: сфера образовательных услуг, региональные особенности развития образования, регионообразующие факторы | 987 | |||||
281 | Интеграционные процессы в высшем образовании рассматриваются как поликонтектуальное явление, актуализирующееся в сфере научного знания как корневого содержательного элемента интеграционных процессов, в социально-производственном контексте как деятельностном воплощении научного знания и образовательном пространстве. Образовательная интеграция представлена как системный процесс формирования целостной совокупности компетенций выпускника как комплексного инструмента социально-профессиональной деятельности. Исследуются движущие силы, сущность, содержание и закономерности образовательной интеграции. Приводятся понятия интегративной образовательной компетенции, раскрывается ее структура и этапы формирования. Ключевые слова: высшее образование, образовательная интеграция, интегративная компетенция, структура образовательной компетенции, целевая учебная деятельность | 986 | |||||
282 | Наличие у выпускника вуза определенного набора компетенций, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, стало одним из показателей качества образования. Однако переход от традиционной системы знаний, умений и навыков к профессиональным компетенциям требует от системы высшего образования пересмотра подходов к обучению. Одним из таких подходов является применение различных форм и методик обучения, способствующих формированию у обучающихся ключевых компетенций. Право выбора форм обучения или их комбинаций остается за преподавателем-предметником, однако набор конкретных компетенций регламентируется основной образовательной программой для соответствующего направления подготовки выпускников. Одной из наиболее эффективных форм организации группового обучения является деловая игра. Формирование компетенций у обучающихся происходит через игровую деятельность, направленную на моделирование реальной ситуации, в ходе исполнения участниками определенных социальных ролей. Деловая игра по теме «Статистическое распределение выборки. Эмпирическая функция распределения» по направлению подготовки «Экономика» (квалификация выпускника «бакалавр») была направлена на решение проблемы организации сбора и дальнейшей обработки статистических данных. В ходе игры происходит моделирование деятельности, направленной на сбор и обработку статистических данных. Перед обучающимися была поставлена цель: на основе данных роста студентов всей группы построить интервальный статистический ряд, эмпирическую функцию распределения и гистограмму частостей (относительных частот). Базой для разработки данной деловой игры послужило создание условий, имитирующих процесс обработки статистических данных на разных этапах, каждый из которых опирается на данные предыдущего этапа, поэтому все участники ощущали ответственность за правильность и объективность полученных данных. В качестве результатов данного занятия были актуализированы базовые знания по теме исследования и в соответствии с учебной программой дисциплины обучающимися был достигнут требуемый уровень компетенций. Основные результаты деятельности участников деловой игры были отражены ими в реферативной форме и качестве иллюстрации приведены в настоящей статье. Ключевые слова: компетенции, компетентность, образовательный процесс, методы обучения, деловая игра, математическая статистика | 986 | |||||
283 | Рассматриваются проблемы взаимодействия школы и вуза как социальных институтов, структур системы непрерывного образования. Цель статьи – обоснование педагогической программы, повышающей уровень информированности о качестве образовательных результатов выпускников школ, раскрывающей возможности их улучшения в совместных сетевых программах сотрудничества учреждений среднего общего и высшего профессионального образования. Возможности педагогической программы рассмотрены на примере взаимоотношений исследовательского университета с общеобразовательными учреждениями-партнерами, описаны совместные исследовательские и методические практики, влияющие на повышение уровня функциональной грамотности, допрофессиональной компетентности выпускников школы как будущих студентов. Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, социальный институт, непрерывное образование, сетевое взаимодействие, педагогическое партнерство образовательных учреждений, качественные результаты образования, портрет абитуриента, допрофессиональная компете | 985 | |||||
284 | Рассматривается феномен профессионального образа мира педагога. Показаны содержание и результаты исследования представлений бакалавров, обучающихся по профилю «Дошкольное образование», о достижениях и трудностях, смыслах и ценностях профессиональной деятельности. Выявлена в качестве приоритетных смыслов и ценностей профессиональной деятельности педагога направленность на развитие, воспитание, обучение ребенка-дошкольника. При этом отсутствует тенденция осознания бакалаврами саморазвития и самосовершенствования как важнейших составляющих профессии педагога. Ключевые слова: профессиональный образ мира педагога, смыслы и ценности профессиональной деятельности педагога, дошкольное образование | 983 | |||||
285 | Ментальная репрезентация – это субъективный образ какого-либо события или оперативная форма ментального опыта. По мере изменения ситуации изменяется и ментальный опыт. Описан алгоритм подбора учебных задач, а также набор методов психодидактической направленности развития ментальных репрезентаций и репрезентативных способностей: метод подбора задач и метод создания индивидуальных ментальных карт. Метод подбора представлен четырьмя основными типами задач: первый тип выбирается преподавателем для работы с обучающимися с низким уровнем учебно-познавательного опыта и включает в себя тренировочные упражнения, а также приемы развития познавательного интереса и умений саморегуляции с помощью учителя. Второй тип задач представлен учебными текстами, работа с которыми позволяет создавать ментальные репрезентации, а также формирует умение рефлексировать. Третий тип задач предполагает проверку умения дополнить тезаурус новыми способами учебной деятельности. Четвертый тип включает задачи на творческое применение знаний обучающимися. Метод создания индивидуальных ментальных карт предполагает формирование умений на более высоком уровне. В основе этого метода лежит деятельность по созданию ментальных репрезентаций и применению приемов рефлексии в учебной деятельности. Ключевые слова: ментальная репрезентация, индивидуальная ментальная карта, учебный текст, активизация познавательной деятельности, метод подбора задач, метод создания индивидуальных ментальных карт | 983 | |||||
286 | Аргументирована актуальность необходимости оcмысления подходов к воспитательной работе в педагогических вузах. Представлены результаты анализа сайтов российских вузов на предмет обеспеченности воспитательной работы со студентами регламентирующими документами, анализа наиболее распространенных моделей воспитательной работы, студенческого самоуправления, в том числе через студенческие объединения, сообщества. Выделены основные направленности студенческих сообществ в вузах, определена их специфика в педагогических университетах, связанная с ориентированностью их на практическую профессионально-педагогическую деятельность. Обозначены дефициты функционирования моделей воспитательной работы со студентами на факультетском уровне. Обобщен 10-летний опыт организации воспитательной работы и внеурочной деятельности со студентами педагогического факультета Томского государственного педагогического университета посредством включения будущих социальных педагогов в студенческие сообщества. Представлены схемы организации студенческого самоуправления на уровне академической группы, факультетском уровне, взаимодействия студенческих сообществ факультета с другими субъектами воспитательной работы факультета и вуза в целом. Приведены примеры возможных студенческих сообществ на факультете. На примере сопоставления трудовых действий социального педагога и видов деятельности куратора студенческой группы делается вывод о ресурсности развития готовности студентов к выполнению указанных выше типов профессиональной деятельности при включении их в любое студенческое сообщество в соответствии с интересами. Обоснованы условия повышения уровня готовности студентов педвуза к решению задач профессиональной деятельности посредством построения воспитательной работы на факультете на основе моделирования деятельности студенческих сообществ. Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, студенческие сообщества, профессиональные компетенции, включение будущих социальных педагогов в факультетские студенческие сообщества | 980 | |||||
287 | Рассмотрены вопросы формирования универсальных компетенций студентов образовательных организаций среднего профессионального образования. Кратко охарактеризованы и уточнены понятия «компетенции», «универсальные компетенции». Представлены результаты апробации интеграции дисциплин «Математика» и «Информатика». Интеграция дисциплин дает возможность не только оптимизировать учебный процесс, но и формировать универсальные компетенции. Изучение и анализ методической и педагогической литературы показывают, что в системе среднего профессионального образования интегративный подход позволяет найти общую платформу предметных знаний для формирования у обучающихся универсальных, общих и профессиональных компетенций. Формирование универсальных компетенций может быть реализовано на основе организации интегрированных занятий и проектно-исследовательской деятельности через решение профессионально ориентированных задач. Интеграция дисциплин способствует не только активизации познавательной деятельности студентов, проявлению устойчивого интереса к будущей профессии, но и формированию универсальных и профессиональных компетенций. Кратко описаны этапы и механизм реализации проекта интеграции дисциплин. Ключевые слова: компетенция, универсальные компетенции, профессиональные компетенции, среднее профессиональное образование, математика, информатика, профессионально ориентированные задачи, проектно-исследовательская деятельность | 980 | |||||
288 | Компьютерные информационные технологии в последние десятилетия активно внедряются в жизнь человека. В связи со стремительно развивающейся глобальной информатизацией и компьютеризацией общества, появилась необходимость диагностирования риска развития кибераддикции у подростков. Учеными и психологами разработано множество различных методик по выявлению кибераддикции. Дана общая характеристика часто применяемых в России опросных методов диагностики кибераддикции у детей и подростков, таких как шкала интернет-зависимости Чена (в адаптации К. А. Феклисова, В. Л. Малыгина); тест на интернет-зависимость В. А. Лоскутовой (Буровой); скрининговая диагностика компьютерной зависимости Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот и т. д. Приводятся результаты исследования психоэмоциональных свойств личности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости. Ключевые слова: дети и подростки – пользователи интернета, интернет-зависимость, кибераддикция, диагностические инструменты кибераддикции, нарушения эмоционально-волевой сферы, диагностика враждебности, депрессии, агрессии | 980 | |||||
289 | Понятия «городская среда», «городской объект», «городской ресурс» традиционно рассматриваются такими науками, как урбанистика, экономика, социология и другими, однако развитие новых направлений в образовании включает их и в педагогические исследования, в частности в области образовательной урбанистики. Возникает необходимость обозначить возможности рассмотреть эти понятия с точки зрения их образовательного потенциала и определить их место в современном образовании. С этой целью проведен обзор источников и сформулированы подходы к определению ключевых терминов образовательной урбанистики. Понятие «среда» определяется обычно двояко: как совокупность физических условий и как окружение человека. Интерпретируя этот подход в образовательном контексте, второе значение может трактоваться как совокупность деятельностных практик горожан, в том числе и образовательных. Городская образовательная среда представляет собой систему из трех уровней: макроуровня, мезоуровня и микроуровня. Наиболее интересны для изучения образовательного потенциала мезо- и микроуровни. В градостроительстве городские объекты как элементы городской среды классифицируются по функциям, принадлежности, оператору. Эти признаки определяют программируемость объекта с точки зрения его образовательного потенциала для горожан. Городской объект становится образовательным, если горожанин наделяет его образовательной ценностью, используя для своих формальных, неформальных и информальных образовательных практик. Образовательная ресурсность определяется не только ресурсами самого объекта, но и ресурсами человека, его использующего. Проводниками к открытию образовательной ресурсности города и организаторами городских образовательных практик могут стать педагоги, владеющие компетенциями городского учителя. Определены понятия «городской образовательный объект», который становится таковым, когда горожанин использует его образовательный потенциал, и «городская образовательная практика» как формула, соединяющая городской объект, образовательные потребности горожанина, методы использования образовательного потенциала городского объекта и непосредственная образовательная деятельность во взаимодействии с объектом. Опираясь на эти формулировки, можно приступать к разработке подходов к включению городской среды в учебный процесс, охватывая оценку образовательного потенциала городской среды. Ключевые слова: городская среда, городской объект, городской ресурс, городская образовательная среда, городской образовательный потенциал, городской образовательный ресурс, городская образовательная практика | 980 | |||||
290 | Рассматриваются вопросы современного образования и его регионализация. Раскрыты отдельные направления совершенствования университетского образования в подготовке выпускника как компетентного, конкурентоспособного педагога. Определено, что университеты способны оказывать ведущее влияние на социально-культурное развитие образования в регионе. Представлен авторский взгляд на критерии выделения университета как системообразующего компонента в структуре региональной образовательной системы: конкурентоспособность на российском и региональном профессиональном педагогическом пространстве, опорный центр влияния на общеобразовательные школы, способность быть базовым основанием научно-педагогического инновационного образовательного потенциала региона, наличие фундаментальных условий для формирования системы непрерывного педагогического образования. Ключевые слова: региональная образовательная система, университет, общеобразовательная школа, самоопределение, непрерывное профессиональное образование, конкурентоспособность, ценностные ориентации | 979 | |||||
291 | Актуальность темы обусловлена затруднениями обучающихся, которые они испытывают при решении стереометрических задач. Об этом свидетельствуют ежегодные результаты единого государственного экзамена по математике профильного уровня. На протяжении последнего десятилетия с развитием современных информационных технологий предпринимаются многочисленные попытки повышения эффективности обучения геометрии в школе за счет внедрения интерактивных сред, обеспечивающих различные функции наглядности на уроке и на внеклассных занятиях по математике. Среди современных доступных цифровых инструментов, позволяющих выполнять построения и преобразования геометрических объектов в интерактивном режиме, все большим спросом среди учителей и исследователей пользуется среда GeoGebra. Однако анализируя русскоязычные печатные и электронные источники, можно заключить, что вопрос о применении GeoGebra при решении позиционных стереометрических задач раскрыт недостаточно полно. Раскрыты особенности решения позиционных стереометрических задач с использованием среды GeoGebra 5.0 на уроках геометрии в средней школе и при обучении методам изображений будущих учителей математики в педагогическом вузе. Сделан акцент на преимуществе применения GeoGebra при обучении построению пространственных фигур и их сечений по сравнению с традиционным обучением. На примере решения задачи на построение сечения многогранника плоскостью различными способами подробно описан необходимый инструментарий среды GeoGebra 5.0. Ключевые слова: GeoGebra, методика преподавания геометрии, визуализация геометрических объектов, развитие пространственного мышления, позиционные задачи, методы построения сечения многогранников, метод следов, метод внутреннего проектирования | 979 | |||||
292 | Подчеркивается актуальность процесса развития информационной компетенции личности с позиций субъектно-деятельностного подхода. Как субъект деятельности личность в современном smart-обществе приобретает важные компетенции: готовность к сетевому взаимодействию на основе цифровых трендов с обозначением в нем субъект ного опыта, способность порождать и поддерживать онлайн-контент как самостоятельный и активный субъект, способность осуществлять качественную навигацию по информационно-коммуникационным технологиям, основанную на возможности выражения субъектом деятельности опыта их использования. Данные способности характеризуют составляющие информационной компетенции личности. Процесс развития у личности данной компетенции с позиций субъектно-деятельностного подхода заключается в непрерывном сопровождении субъекта деятельности по smart-технологиям в smart-обществе через понимание, рождение собственных смыслов, обогащение субъект ного опыта развития информационной компетенции личности. В контексте smart-общества субъекту деятельности присуща готовность актуализировать личностный потенциал, субъектный опыт, информационную компетенцию, информационную культуру. Под информационной компетенцией личности как субъекта деятельности можно понимать способность умножения природных, духовных, профессиональных, культурных и индивидуально-личностных возможностей в smart-обществе. Ключевые слова: информационная компетенция личности, субъект деятельности, субъектно-деятельностный подход, smart-общество, цифровые тренды | 978 | |||||
293 | Рассмотрены вопросы сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся. Определено влияние методов педагогики на психологическое состояние обучающихся. От выбора методов обучения зависит психологическое состояние обучающегося и социальный климат класса. Использован системно-деятельностный подход к проектированию методики преподавания с помощью видеометода. Применялись теоретические методы: изучение и анализ специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методической документации, общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования. Подробно раскрыты функции тестового контроля: дидактическая, воспитательная, диагностико-профилактическая и корректирующая – и их влияние на психологическое состояние обучающихся. Дидактическая функция видеометода напрямую связана с принципом наглядности. Воспитательная функция заключается в том, что с помощью данной технологии можно создать психолого-педагогические условия формирования социально-позитивного поведения. Корректирующая функция направлена на минимизацию рисков, связанных с некорректным использованием видеометода. Диагностикопрофилактическая функция использования видеометода заключается в возможности фиксации явлений и процессов, важных с точки зрения анализа психологического состояния участников образовательных отношений. Выявлены психолого-педагогические условия формирования психического здоровья обучающихся с помощью видеометода. Ключевые слова: видеометод, дидактическая функция, воспитательная функция, корректирующая функция, диагностико-профилактическая функция | 978 | |||||
294 | Содержится актуальная информация о современном состоянии исследований проблемы невынашиваемости беременности. Обсуждаются данные исследований, посвященных выявлению рисков сокращения сроков гестации и невынашиваемости беременности, как многокомпонентного процесса, затрагивающего биологический, социальный и психологический уровень. В приведенном обзоре исследований детализируется психологическая сторона мотивационной, эмоциональной, ценностно-смысловой сферы личности беременных. Отдельно рассматривается психологическая сторона личности матери, ее особенности, сказывающиеся на сроках гестации. Содержится информация: об особенностях эмоциональной сферы, ее влиянии на течение и исход беременности, взаимосвязи тревожных расстройств и повышения частоты плацентарной недостаточности; о задержке роста плода, преждевременных родах, рождении детей с низкой массой тела и эмоциональной готовности будущей матери к материнству, оценке психологических установок и адекватности реакций. Дана характеристика мотивационной составляющей процесса беременности и индивидуально-психологических особенностей личности матери, особенностей типа темперамента и акцентуаций характера. Представлено описание проявлений в рамках антропологического подхода формирования ценностно-смысловой компоненты, которая связана с протеканием здоровой беременности. Рассматривается взаимосвязь психологических составляющих как риска сокращения сроков гестации. Ключевые слова: сокращение сроков гестации, невынашиваемость беременности, ценностно-смысловая сфера, психологические аспекты беременности | 977 | |||||
295 | Аргументирована актуальность необходимости обновления концептуальных подходов к воспитанию подрастающего поколения, развитию соответствующих образовательных практик, включая разработку новых педагогических технологий воспитания, отвечающих особенностям и вызовам современного мира. Описана специфика деятельности детских и молодежных общественных объединений в современной России. Показаны особенности региональной практики детского и молодежного движения в Томской области. Обозначены актуальные направления научных исследований социально-педагогической направленности, связанные с различными аспектами развития практики детского и молодежного движения, выявленные посредством метода теоретического анализа. Обоснованы возможности образовательных программ магистратуры для реализации научно-педагогических исследований в рамках этих направлений. Представлены результаты осмысления и обобщения опыта Томского государственного педагогического университета, связанного с организацией прикладных научно-педагогических исследований (уровня научно-методической разработки) по проблеме развития региональной практики детского и молодежного движения. Ключевые слова: воспитание, социализация, детское движение, молодежное движение, детские и молодежные общественные организации, прикладные научные исследования социально-педагогической направленности | 977 | |||||
296 | Внеурочная воспитательная работа считается неотъемлемой частью процесса обучения. Каждое образовательное учреждение должно обеспечить вариативность внеурочной деятельности, используя различные формы организации, отличающиеся от классно-урочных статичных занятий. Содержание внеурочной деятельности регламентируется внутренними документами образовательного учреждения и определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. В областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Кожевниковский техникум агробизнеса» организация внеурочной деятельности по профессии 19601 «швея» для студентов с инвалидностью и студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью творческого кружка. Материалы статьи опираются на программу творческого кружка, разработанные в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей, индивидуальных возможностей и психофизического развития, а также профессиональной направленности учреждения. В программе творческого кружка описаны приемы работы с различными художественными материалами, даны рекомендации, которыми должен руководствоваться преподаватель на этапе планирования, проведения и анализа занятия. Целью статьи является возможность обмена опытом и передовой практики по организации внеурочной деятельности для учащихся с инвалидностью и учащихся с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах развития систем профессионального образования. Также рассматриваются способы взаимодействия различных образовательных учреждений и стимулирования педагогического общения и взаимодействия на различных ступенях профессиональной образовательной системы. Ключевые слова: адаптация, лица с ОВЗ и инвалидностью, внеурочная деятельность, творческая деятельность | 977 | |||||
297 | Внедряемый в настоящее время в систему образования компетентностный подход – это шаг вперед, возможность иначе посмотреть и на цели образования, и на структуру образовательного процесса. Однако налицо проблема неприятия компетентностного подхода педагогическим сообществом. Среди множества причин, приводящих к торможению внедрения компетентностного подхода в реальное образование, необходимо выделить, на взгляд авторов, как главные следующие. Во-первых, отсутствие методов определения степени сформированности компетенций и, во-вторых, отсутствие признанной методологии интерпретации компетентностных оценок. Излагается методика построения предложенной ранее модели специалиста-выпускника педагогического вуза, базирующейся на возможности оперирования численными оценками компетенций. Методика предполагает выполнение следующих этапов: создание набора компетенций, группировка компетенций в блоки, количественная оценка степени сформированности компетенций, построения множества «портретов» специалиста, анализ и интерпретация результатов исследования. Приводятся результаты апробации разработанной модели на примере российских и бразильских студентов и школьников. Ключевые слова: образование, моделирование, формирование обратной связи в образовательных системах, кластерный анализ, компетенции | 977 | |||||
298 | Предлагается методика адаптивного обучения физике школьников старших классов и студентов первых курсов нетехнических направлений, испытывающих объективные устойчивые трудности при изучении данной дисциплины. Причиной объективных трудностей являются слабая мотивация, недостаток рабочей памяти и неразвитое ассоциативное мышление. Поэтому в основе методики лежит принцип наименьшей нагрузки на рабочую память и эвристическая беседа как метод, обеспечивающий понимание материала, интервальные повторения как средство консолидации долговременной памяти и гуманистический подход к оценке достижений учащихся как инструмент позитивной мотивации. Ключевые слова: обучение физике, рабочая память, эвристическая беседа, интервальные повторения, мотивация | 976 | |||||
299 | Рассматривается зарубежный опыт исследования понятия информационно-коммуникационной компетентности педагога. С интенсивным развитием глобализации и информатизации появляются различные информационно-коммуникационные технологии, которые оказывают влияние на организацию процесса обучения, способы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, на появление новых компетентностей педагога. В связи с этим зарубежный опыт исследования новой компетентности представляет интерес ввиду детальной проработанности на теоретическом и практическом уровнях. Более того, представлены характеристики различных групп исследователей и образовательных организаций, занимающихся вопросами сути понятия и содержательного наполнения информационно-коммуникационной компетентности педагога. Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, зарубежный опыт, информационно-коммуникационные технологии, профессиональное образование | 976 | |||||
300 | В настоящее время все больше требований предъявляется обществом к студентам высших учебных заведений, в том числе к студентам – будущим педагогам. В этой связи в педагогическом образовании актуализируется понятие «компетентность» будущего педагога. Мы обратили внимание на формирование коммуникативной компетентности в педагогическом образовании. Понятие коммуникативной компетентности напрямую связано с профессиональным мастерством и является средством достижения педагогического мастерства. Формирование коммуникативной компетентностия является важной педагогической проблемой в образовании. Материал основан на информационном поиске и осмыслении сущности компетентностного подхода в педагогическом образовании. В настоящее время актуализируется коммуникативный подход в высшем образовании, поэтому рассмотрены понятия «компетенция», «коммуникативная компетентность». Приведен вариант формирования коммуникативной компетентности будущего педагога вуза по дисциплине «Физическая культура» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / Профиль –математика. В предложенном варианте представлено распределение общекультуроной компетенции – ОК-8 по разделам дисциплины «Физическая культура» и содержательно рассмотрены дескрипторные характеристики данной компетенции, а также предложены формы и методы, способствующие формированию данной компетенции. В соответствии с этим предлагаются уровни сформированности компетенции и их основные признаки, по которым определяется, что должен знать, уметь и чем владеть студент вуза на занятиях по дисциплине «Физическая культура». Приведены пример контролируемого результата обучения и оценочные средства. Ключевые слова: физическая культура, коммуникативная компетентность, компетенция | 975 |