ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА: РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-5-78-87
События последних лет, происходящие во всем мире, свидетельствуют о том, насколько важно своевременно решать задачи гражданско-патриотического воспитания молодежи. И реализация задач формирования гражданина и патриота должна осуществляться на всех уровнях системы образования. Важно учитывать многонациональность нашего государства и правильно формировать гражданские и патриотические качества молодого поколения. Современный подход к гражданско-патриотическому воспитанию студентов предполагает использование новых технологий, соответствующих их интересам и предпочтениям. Следует брать во внимание все ресурсы и технологии по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся на современном этапе развития поликультурного общества. Цель нашего исследования – выявить наиболее эффективные ресурсы и технологии гражданско-патриотического воспитания студентов в современном поликультурном образовательном пространстве. В исследовании применялся метод анализа отечественной и зарубежной литературы, обобщение передового педагогического опыта по формированию гражданско-патриотических качеств студентов в поликультурной образовательной среде вуза; метод систематизации и ранжирования основных принципов гражданско-патриотического воспитания студентов (принцип стандартизации, принцип уместности, принцип системности, практико-ориентированный принцип и принцип дифференциации). Результаты исследования показали, что в современном обществе должны применяться разнообразные методы и приемы гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии с их особенностями и устремлениями. Наряду с традиционными (Вахта Памяти, участие в митинговых мероприятиях, концертные выступления для ветеранов Великой Отечественной войны, военно-спортивные клубы и т. д.) должны использоваться и инновационные формы, средства, методы гражданско-патриотического воспитания субъектов образовательного процесса. В воспитательно-образовательном процессе вуза необходимо использовать разнообразные ресурсы и технологии по гражданско-патриотическому воспитанию студентов. Все они должны быть направлены на развитие гражданственности как интегративного качества личности и формировать уважительное отношение к традициям и культурным нормам своей страны и своего народа.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, студенты, высшее учебное заведение, поликультурное общество, поликультурная образовательная среда, ресурсы, технология
Библиография:
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 25.04.2022)
2. Башмакова Н. И., Рыжова Н. И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12635 (дата обращения: 25.04.2022).
3. Лазаренко Л. А., Недбайло В. Г. Теоретико-методологические основы патриотического и гражданского воспитания студенческой молодежи: метод. пособие. Краснодар, 2016. 146 с.
4. Ying Ji. Research on Patriotic Education of College Students in the New Era // International Conference on Management Science, Education Technology, Arts, Social Science and Economics. MSETASSE, 2015. P. 173–176.
5. Землянская А. П. Гражданско-патриотическое воспитание современных подростков // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoevospitanie-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 27.04.2022).
6. Гладких В. В. Сущность и особенности формирования поликультурной информационной среды учреждения образования // Вестник ТГУ. 2010. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennostiformirovaniya-polikulturnoy-informatsionnoy-sredy-uchrezhdeniya-obrazovaniya (дата обращения: 30.04.2022).
7. Мусинов П. А., Гаврилова Т. Г., Табакаева И. В. Роль гражданско-патриотического воспитания студентов в полиэтнической и поликультурной среде вуза // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-vpolietnicheskoy-i-polikulturnoy-srede-vuza (дата обращения: 25.04.2022).
8. Федорова С. Н., Корнилова Н. А. Этнокультурные образовательные практики как средство ознакомления детей средней группы с культурой своего народа. Йошкар-Ола: МарГУ, 2018. 104 с.
9. Новикова А. Н. Подбор интерактивных методов обучения в вузе с учетом личных типов обучающихся и интегральных типов групп // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2020. № 4 (56). С. 71–74.
10. Иксанова Л.Г., Федорова С.Н. Организационное, ресурсное и методическое обеспечение деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13, № 2 (34) С. 161–168.
11. Журлова И. В. Сущностные характеристики поликультурного образовательного пространства университета // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2017. № 1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnyeharakteristiki-polikulturnogo-obrazovatelnogo-prostranstva-universiteta-1 (дата обращения: 20.04.2022).
12. Кожокарь Д. А. Клиповое мышление как феномен современности и его влияние на восприятие радионовостей // Наука и образование сегодня. 2016. № 6 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-myshleniekak-fenomen-sovremennosti-i-ego-vliyanie-na-vospriyatie-radionovostey (дата обращения: 25.04.2022).
13. Журавлев С. И. Клиповое мышление как способ видения реальности // Аспирантский вестник Поволжья. 2014. № 7-8. С. 27–31.
14. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность, 2013. № 2. С. 169–176.
15. Пудалов А. Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2011. С. 229–233.
16. Федорова С. Н., Корнилова Н. А. Интернет-ресурсы этнокультурной направленности в профессиональной подготовке будущих педагогов системы дошкольного образования // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15, № 3. С. 317–324.
17. Lacka E., Wong T. C., Yacine Haddoud M. Can digital technologies improve students’ efficiency? Exploring the role of Virtual Learning Environment and Social Media use in Higher Education // Computers & Education. 2021. № 163. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104099
18. Дудырев Ф. Ф., Максименкова О. В. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты // Вопросы образования. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simulyatory-i-trenazhery-v-professionalnom-obrazovanii-pedagogicheskie-i-tehnologicheskie-aspekty (дата обращения: 17.04.2022).
19. Сахарчук Е. С., Баграмян Э. Р., Киселева И. А., Сахарчук А. Л. Социальный фокус воспитательной деятельности вуза: декларация целей и практика // Образование и наука. 2022. № 24 (3). С. 11–40. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-11-40
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 78 — 87
Скачиваний: 517