ПРОПЕДЕВТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-117-125
Рассмотрены вопросы пропедевтики формирования профессиональных компетенций студентов образовательных организаций среднего профессионального образования. Кратко охарактеризовано и уточнено понятие «пропедевтика». Определены функции пропедевтики формирования профессиональных компетенций. Изучение математики обучающимся по специальностям технического профиля должно не только давать интеллектуальное развитие, но и нести пропедевтическую функцию для дальнейшего обучения и формирования профессиональных компетенций. Изучение и анализ педагогической и методической литературы показывают, что пропедевтический, интегративный подход в профессиональной подготовке позволяет найти общую платформу предметных знаний для формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Пропедевтика формирования профессиональных компетенций может быть реализована на основе проектно-исследовательской деятельности и включением в содержание учебной общеобразовательной дисциплины профессионально ориентированных задач. Это позволяет осуществлять пропедевтику формирования профессиональных компетенций, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и проявлять устойчивый интерес к будущей профессии. Приведены примеры исследовательских проектов.
Ключевые слова: пропедевтика, профессиональные компетенции, компетенция, среднее профессиональное образование, математика, профессионально ориентированные задачи, проектно-исследовательская деятельность
Библиография:
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2013, https://rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html (дата обращения: 06.04.2019).
2. Актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования на 06.05.2018 (41 ФГОС). URL: https://fumo-spo.ru/?p=articles&show=4 (дата обращения: 08.04.2019).
3. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 45–52.
4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
5. Differenzielle Effekte von methodischen Entscheidungen und Organisationsformen beruflicher Grundbildung auf die Kompetenz- und Motivationsentwicklung in der gewerblich-technischen Erstausbildung. Stuttgart, Univ., Diss. (Stuttgarter Beiträge zur Berufs- und Wirtschaftspädagogik; Bd. 30).
6. Lehr-Lernforschung in der gewerblich-technischen Berufsbildung. Stuttgart (Zeitschrift für Berufs- und Wirtschaftspädagogik; Beiheft 25). S. 55–76. Gschwendtner T., Abele S., Nickolaus R. 2009.
7. Боровских Т. А. Пропедевтика методической подготовки будущих учителей химии на первом курсе педвуза: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 225 с.
8. Потапова М. В. Пропедевтика самостоятельной познавательной деятельности по физике студентов педвуза (научно-методические основы и педагогический опыт). М.: ГНО «Прометей» МПГУ, 2004. 120 с.
9. Потапова М. В. Элективные курсы как дидактическое средство пропедевтики знаний, умений и навыков учащихся средней школы: творческий поиск учителей: книга для учителя. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. 172 с.
10. Потапова М. В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании в школе и педвузе: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2008. 433 с.
11. Корякина И. В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности студента среднего профессионального образования в условиях новой образовательной среды: дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2013. 166 с.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 117 — 125
Скачиваний: 914