Проблемы чтения и понимания: от оцифрованного текста к гипертексту
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-114-123
Поднимается проблема неоднородности цифрового чтения. По аналогии с континуумом реальности – виртуальности П. Милгрэма и Ф. Кишино предлагается рассматривать чтение с экрана не как единую монолитную систему, а как континуум, включающий множество модификаций. В теоретической части статьи представлена типология видов электронного текста и модификаций чтения. Анализируются как простые модификации (например, чтение оцифрованного текста), так и сложные, в том числе чтение гипертекста. Показано, что не только чтение интерактивного онлайн-текста, но и монокодового вербального в формате PDF существенно отличается от бумажного по ряду параметров. В качестве ключевого вопроса в проблематике цифрового чтения рассматривается проблема понимания. В практической части на выборке школьников 5–9-х классов представлены результаты эмпирического исследования половозрастных различий в уровне понимания монокодового оцифрованного текста. Выявлено, что при работе с бумажным текстом девочки успешнее (р ≤ 0,05), чем мальчики, выполняют задания на понимание, демонстрируя более внимательное отношение к фактуальной информации и лучше справляясь с определением концепта. Что касается чтения с экрана, значимых гендерных различий не обнаружено (р > 0,05).
Ключевые слова: чтение с экрана, континуум цифрового чтения, модификации чтения, монокодовый текст, гипертекст, понимание текста, подростки, половозрастные различия
Библиография:
1. Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. Ю. П. Мелентьевой. М.: Наука, 2021. 448 с.
2. Борисенко Н. А. и др. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 28–49. doi: 10.15293/2658-6762.2005.02
3. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4. С. 74–98. doi: 10.32744/pse.2020.4.5
4. Mangen А., Walgermo B., Brønnick K. Reading linear texts on paper versus computer screen: effects on reading comprehension // International Journal of Educational Research. 2013. Vol. 58. P. 61–68. doi: 10.1016/j.ijer.2012.12.002
5. Clinton V. Reading from paper compared to screens: A systematic review and meta-analysis // Journal of Research in Reading. 2019. Vol. 42, № 2. P. 288–324. doi: 10.1111/1467-9817.12269
6. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение: попытка осмысления // Доклады научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 16: материалы постоянного круглого стола «Чтение как средство коммуникации» / сост. Ю. П. Мелентьева; под ред. В. А. Лекторского. М.: Наука, 2019. С. 92–95.
7. Milgram P., Kishino A. Taxonomy of mixed reality visual displays // IEICE Transactions on information and systems, E77-D. 1994. № 12. P. 1321–1329. URL: https://www.researchgate.net/publication/231514051_A_Taxonomy_of_Mixed_Reality_Visual_Displays (дата обращения: 01.03.2024).
8. Skarbez R., Smith M., Whitton M. S. Revisiting Milgram and Kishino’s reality-virtuality continuum // Front. Virtual Real. 2021. Vol. 2. doi: 10.3389/frvir.2021.647997
9. Мелентьева Ю. П. Общая теория чтения. 2-е изд., доп. М.: Наука, 2022. 304 с.
10. Романичева Е. С., Пранцова Г. В. Современные читательские практики: обзор основных исследований как попытка классификации // Литература в школе. 2022. № 1. С. 92–104. doi: 10.31862/0130-3414-2022-1-92-104
11. Honma M. et al. Reading on a smartphone affects sigh generation, brain activity, and comprehension // Scientific Reports. 2022. Vol. 12, № 1589. doi: 10.1038/s41598-022-05605-0
12. Белова Н. В., Рублева Е. В. Краткий словарь IT-терминов для специалистов по языковому образованию. СПб.: Златоуст, 2017. 68 с.
13. DeStefano D., LeFevre J. A. Cognitive load in hypertext reading: A review // Computers in Human Behavior. 2007. Vol. 23, № 3. P. 1616–1641. doi: 10.1016/j.chb.2005.08.012
14. Zumbach J., Pixner J. Textverständlichkeit und kognitive Belastung beim Lernen mit Text und Hypertext // Unterrichtswissenschaft. 2006. № 34 (3). P. 256–271.
15. Delgado P. et al. Don’t throw away your printed books: A meta-analysis on the effects of reading media on reading comprehension // Educational Research Review. 2018. № 25. P. 23–38. doi: 10.1016/j.edurev.2018.09.003
16. Schwabe A. et al. No negative effects of reading on screen on comprehension of narrative texts compared to print: a meta-analysis // Media Psychology. 2022. Vol. 25 (2). P. 1–18. doi: 10.1080/15213269.2022.2070216
17. Миронова К. В., Борисенко Н. А., Шишкова С. В. Возрастная динамика понимания текста подростками 11–16 лет в процессе смыслового чтения с экрана и с листа // Вопросы психологии. 2023. № 1. С. 27–39.
18. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд., стер. М.: КомКнига, 2007.
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 114 — 123
Скачиваний: 104