Принципы проектирования цифровой образовательной среды, отвечающей требованиям психологической безопасности
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-5-157-164
Проводится анализ угроз психологической безопасности субъектов образовательного процесса, связанных с формированием новой, цифровой образовательной среды. На основании результатов исследования выделяются и характеризуются косвенные и прямые угрозы, связанные с деятельностью как в виртуальной среде в целом, так и в цифровой образовательной среде в частности. Обосновываются принципы целенаправленной организации этой среды, предполагающие как обеспечение защищенности от выделенных угроз, так и возможность продуктивного становления системы ценностно-смысловой регуляции поведения как внутреннего механизма обеспечения психологической безопасности.
Ключевые слова: образовательная среда, цифровизация, психологическая безопасность, развитие личности, ценностно-смысловая регуляция поведения
Библиография:
1. Погодаева М. В. Пространство безопасного детства как условие развития личности ребенка // Казанский пед. журнал. 2016. № 5. С. 179–183.
2. Лапченко Н. Н. Проблемы информационной безопасности в молодежной среде // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 139–142.
3. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Интеграция принципа безопасности в психологическую структуру образовательных практик // Education Sciences and Psychology. 2016. № 5. С. 91–98.
4. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Принцип безопасности электронной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения // Информационные технологии и средства обучения. 2017. № 6. С. 203–215.
5. Тарасов С. В., Марон А. Е. Инновационное развитие системы образования на основе методологии средового подхода // Человек и образование. 2010. № 3. С. 14–18.
6. Постюшков А. В. Проблемы развития образования в условиях цифровой экономики. М.: Международная академия образования, 2021. 169 с.
7. Томюк О. Н., Дьячкова М. А., Кириллова Н. Б., Дудчик А. Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. № 6. С. 422–434.
8. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Цифровая трансформация высшей школы России в эпоху пандемии COVID-19. М.: МАКС Пресс, 2021. 208 с.
9. Карпова Д. Н. Интернет-коммуникация: новые вызовы для молодежи // Вестник МГИМО. 2013. № 5. С. 208–212.
10. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 152–166.
11. Горелкин А. В., Яницкий М. С. Проблема негативного информационного воздействия в Интернет-среде и основные направления обеспечения информационной безопасности молодежи // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2014. № 3. С. 210–214.
12. Морозов А. В. Изменение мировоззрения субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации // Человеческий фактор. Социальный психолог. 2019. № 1. С. 293–300.
13. Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 38–44.
14. Поддьяков А. Н. «Отравляющие атаки» на машинное обучение и семантические сети: версия нарратива угрозы в цифровом обществе // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. М.: РГГУ, 2018. С. 12–17.
15. Погодаева М. В. Проектирование пространства безопасного детства (на примере дошкольного возраста): автореф. дис. … д-ра пед. наук. Кемерово, 2017. 38 с.
16. Яницкий М. С., Серый А. В. К проблеме исследования ценностно-смысловой регуляции поведения в онлайн-пространстве // Современные тенденции развития науки: сб. тезисов III национальной конференции. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2020. С. 90–91.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 157 — 164
Скачиваний: 210