ЕДИНСТВО ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ПОСТУПКА В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-6-159-167
Формирование профессиональной речевой культуры связано с различными сторонами деятельности субъекта познания, отражает его личностные свойства и выражается в речевом поступке. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях происходящих преобразований становятся необходимыми пересмотр и переоценка представлений о профессиональной культуре и осмысление закономерностей становления профессиональной речевой культуры субъекта познания и условий ее формирования. Цель – сформулировать принципы становления профессиональной речевой культуры, обусловленные единством личной культуры субъекта познания и профессионального речевого поступка. На основе теоретико-методологического анализа выводится содержание понятия «профессиональная речевая культура» субъекта познания, описывается ее связь с внешними контекстами образовательной деятельности, оказывающими влияние на формирование внутреннего контекста субъекта познания, анализируется речевой поступок как единица деятельности и его обусловленность теоретическими контекстами, оказывающими влияние на динамику изменения субъекта познания по мере присвоения им профессиональной культуры, развития и проявления его личной культуры, образующих профессиональную речевую культуру, репрезентированную в речевом поступке. Практическая значимость данной работы состоит в раскрытии единства личной культуры субъекта познания и профессионального речевого поступка и формулировании принципов становления профессиональной речевой культуры субъекта познания.
Ключевые слова: профессиональная речевая культура, профессиональный речевой поступок, субъект познания, контекстное образование, личная культура субъекта познания, внутренний кросс-культурный контекст
Библиография:
1. Вербицкий А. А. Контекстное образование в России и США. М.; СПб., 2019. 316 с.
2. Пешков И. В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М., 1996. 176 с.
3. Тиханкина И. А. Поступок как единица анализа деятельности студентов в контекстном обучении: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 24 с.
4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001. 416 с.
5. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы контекстного образования // Психология и педагогика контекстного образования / под науч. ред. А. А. Вербицкого. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. С. 7–88.
6. Голованова Е. И. Введение в когнитивное терминоведение: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 224 с. URL: https://knigogid.ru/books/325363-vvedenie-v-kognitivnoe-terminovedenie/toread?update_page (дата обращения: 25.01.2022).
7. Чусовитина О. М. Формирование умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурного вуза: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2004. 239 с.
8. Милютинская Н. Ю., Брим Н. Е., Бекк М. А., Вартанова В. В., Мифтахутдинова А. Н. Автономная учебная деятельность в иноязычном образовании (теория и практика) / под ред. Н. М. Платоненко. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 266 с.
9. Stratulat N., Martina O., Tretiak N., Hordiichuk M., Boieva E., Shvetsova I. Speech Culture: Postmodern Dimensions of the Professional Standard // Postmodern Openings. 2021. Vol. 12, № 2. URL: https://lumenpublishing.com/journals/index.php/po/article/view/3192 DOI: https://doi.org/10.18662/po/12.2/313 (дата обращения: 25.01.2022).
10. Hart T. Learning How to Speak Like a “Native”: Speech and Culture in an Online Communication Training Program // Journal of Business and Technical Communication. 2016. № 8. doi: https://doi.org/10.1177/1050651916636363 URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1050651916636363 (дата обращения: 25.01.2022).
11. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Контекстный подход в психологии // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 5–14.
12. Жукова Н. В. Контексты личной культуры обучающегося // Психология и педагогика контекстного образования / под науч. ред. А. А. Вербицкого. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. С. 143–154.
13. Филиндаш Е. В. Феноменология социально-психологического одиночества в среде студенческой молодежи: дис. … канд. соц.-психол. наук. М., 2015. 202 с.
14. Гущина Г. А. Проблема формирования профессиональной культуры будущих экономистов в условиях вуза // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 15–21.
15. Вербицкий А. А. Преподаватель – главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13–20.
16. Колбинцева А. С. Развитие профессионального самосознания студента в процессе освоения общематематических знаний: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2009. 27 с.
17. Вербицкий А. А., Дубовицкая Т. Д. Контексты содержания образования. М., 2003. 80 с.
18. Кочергин В. Я. Профессиональная культура и социальные технологии: теоретико-методологический анализ взаимосвязи // Журнал Белорусского гос. ун-та. Социология. 2019. № 3. С. 4–9.
19. Alom Md. M. Public Sector Organizational Culture: Experience from Frontline Bureaucracies // A Closer Look at Organizational Culture in Action, Intech Open. 2021. doi: 10.5772/intechopen.91177. URL: https://www.intechopen.com/chapters/71088 (дата обращения: 25.01.2022).
20. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 2. М., 1983. 320 с.
21. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 3–8.
22. Мыскин С. В. Языковая профессиональная личность // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (30), ч. I. C. 150–157.
23. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина, В. И. Похилько. М., 1987. 236 с.
Выпуск: 6, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 159 — 167
Скачиваний: 308