ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С БИЛИНГВИЗМОМ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-58-66
Представлен теоретический обзор проблемы билингвизма как одного из факторов, определяющих специфические трудности усвоения русского языка обучающимися начальной школы. Рассмотрены лингвистические аспекты двух языковых систем: русского языка и татарского языка, занимающего второе место по степени распространенности в Нижегородской области. Произведена попытка объективно оценить причины трудностей овладения закономерностями русского языка на основе сравнительного анализа состава татарской и русской грамматики. Приведены примеры, касающиеся наличия закона сингармонизма в татарском языке, описаны различия грамматического строя речи в двух языках, проанализированы сходства синтаксической системы, сформулированы выводы.
Ключевые слова: обучающиеся, билингвизм, сингармонизм, интерференция, татарский язык, грамматические отношения, словоизменение, словообразование
Библиография:
1. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: Высш. шк., 1989. С. 5–14.
2. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: Изд-во Московского ун-та, 1969. 224 с.
3. Бочкарева Т. А. Билингвизм как комплексная научная проблема // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2019. № 12. С. 190–195.
4. Михайлов М. М. О разновидностях двуязычия // Двуязычие и контрастивная грамматика. Чебоксары, 2017. С. 15–23.
5. Бакшиханова С. С. Диагностика дефектов речи в условиях двуязычия: психолингвистический аспект. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2018. 143 с.
6. Гончарова В. А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников при двуязычии // Логопедия. 2017. № 3(9). С. 22–26.
7. Цейтлин С. Н., Чиршева Г. Н., Кузьмина Т. В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия. СПб.: Златоуст, 2015.
8. Ткаченко Д. А., Родин Ю. И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи // Вестник Мининского ун-та. 2020. Т. 8, № 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1118 (дата обращения: 06.05.2021).
9. Филатова И. В., Каштанова С. Н. Особенности письма младших школьников, находящихся в билингвальных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_40387592_25134713.pdf (дата обращения: 08.05.2021).
10. Гавранек Б. К проблематике смешения языков // Новое в лингвистике. 2018. Вып. 6. С. 60–63.
11. Жлуктенко Ю. А. Лингвистические аспекты двуязычия. М., 1974. С. 45–50.
12. Мухаева З. А. Говор татар и башкир Пермского края: этнолингвистические особенности // Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики: материалы Междунар. научно-практ. конф. Пермь: Типография купца Тарасова, 2017. 76 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25701840 (дата обращения: 03.05.2021).
13. Газизов Р. С. Сопоставительная грамматика татарского и русского языков / под ред. Ф. С. Фасеева. Казань: Татарское кн. изд-во, 2016. 364 с.
14. Шакирова Л. З., Бакеев М. К. Методика русского языка в 4–8 классах татарской школы. Казань: Татарское кн. изд-во, 2019. 238 с.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 58 — 66
Скачиваний: 519