ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-150-159
Стремительно развивающийся процесс цифровизации экономики обусловил динамические изменения в среднем профессиональном образовании. Цифровая экономика выступает одним из основных источников образовательного целеполагания. Социальный заказ к результатам среднего профессионального образования (СПО) сформулирован в перечне формируемых профессиональных и общих компетенций, содержание которых существенно меняется под влиянием цифровизации. Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед профессиональными образовательными организациями задачу по выполнению их требований. Актуальной становится проблема выбора методов, технологий обучения, направленных на формирование у студентов общих компетенций и принципов, способов, методов их оценки. Вопрос формирования общих компетенций студентов на всех этапах обучения и воспитания является одним из актуальных в практике среднего профессионального образования России. Анализ нормативно-правовых документов, теоретических подходов, условий и результатов практической учебно-воспитательной деятельности позволил выявить актуальность и специфику процесса формирования у студентов СПО общих компетенций в условиях цифровых возможностей. Рассмотрены определяющие факторы, возможности внеурочных дистанционных состязательных технологий. Определена структура и разработана структурно-функциональная модель формирования общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования в процессе внеурочных дистанционных состязательных образовательных мероприятий, представляющая целостную дидактическую систему, состоящую из структурных компонентов: целевого, средового, содержательного, процессуально-оценочного блоков. В представленной педагогической модели отражены необходимые элементы, образующие педагогический процесс. Включенные в модель составные части взаимосвязаны, несут определенную смысловую нагрузку и обусловливают друг друга. Особенностью педагогической модели является целенаправленное применение специальных механизмов формирования общих компетенций студентов, используемых в дистанционных образовательных технологиях для организации внеучебной состязательной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-педагогических условий формирования общих компетенций студентов и использовании разработанной модели в образовательном процессе СПО в условиях цифровизации.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, общие компетенции, национальная рамка квалификаций, цифровизация, внеурочные дистанционные состязательные технологии
Библиография:
1. Есенина Е. Ю. Управление профессиональной образовательной организацией с участием работодателей: подходы к решению проблемы // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 4. С. 4.
2. ФГОС специальности среднего профессионального образования. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 15.03.2021).
3. Боттаева Д. Ю. Сформированность профессиональных компетенций обучающихся как основа качества подготовки выпускников вузов // Вестник ун-та. 2016. № 6. С. 243–248.
4. Приказ Минтруда России № 148н от 12.04.2013 «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28534). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970/ (дата обращения: 17.03.2021).
5. Лейбович А. Н. Совершенствование инструментов управления квалификациями и качеством подготовки кадров требует системной работы. URL: https://bc-nark.ru/news/57343// (дата обращения: 25.03.2021).
6. НСК – конструктор карьеры. URL: https://bc-nark.ru/projects/education/constructor (дата обращения: 12.04.2021).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 104 от 17.03.2020 «Об организации образовательной деятельности» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73679183// (дата обращения: 15.02.2021).
8. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.
9. Паспорт Национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол 16 от 24.12.2018). URL: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 20.03.2021).
10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. и др. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004. 416 с.
11. Соловов А. Электронное обучение – новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 104–112.
12. Сайедамин А. Дистанционные образовательные технологии как средство саморазвития студентов. URL: https://www.dissercat.com/content/distantsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-kak-sredstvo-samorazvitiyastudentov (дата обращения: 11.04.2021).
13. Маланов И. А., Пасичниченко В. З. Роль внеурочных дистанционных состязательных технологий в подготовке студентов среднего профессионального образования в условиях цифровизации образовательного процесса // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 5 (33). C. 87–91.
14. Положение о Х Межрегиональной дистанционной олимпиаде по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». URL: http://иртк.рф/news_page/h_mezhregional_naya_distancionnaya_olimpiada_po_special_nosti_ekonomika_i_buhgalterskij_uchyot/ (дата обращения: 11.04.2021).
15. Положение о проведении VIII открытого межрегионального конкурса профессионального мастерства «Паруса мечты – 2021» с международным участием. URL: https://www.чпк2.рф (дата обращения: 11.04.2021).
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 150 — 159
Скачиваний: 574