ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РОССИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-64-71
Цифровизация образования ставит перед высшей школой задачу формирования цифровых компетенций обучающихся, включающих взаимодействие посредством цифровых технологий, управление информацией и данными, способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий, интеграцию и переработку цифрового контента и др. Цель работы – выявить уровень сформированности цифровых компетенций курсантов вуза МЧС России. Результаты исследования иллюстрируют недостаточный уровень сформированности цифровых компетенций студентов, в частности информационных цифровых компетенций (знание сущности цифрового следа и кибертени) и цифровой компетенции коммуникации и сотрудничества (соблюдение мер предосторожности при работе в интернет-пространстве). У 80 % опрошенных выявлен низкий уровень развития цифровых компетенций: они вообще ничего не слышали о понятиях «цифровой след» и «кибертень» и особых мер предосторожности при работе в сети Интернет не предпринимают. А 15 % опрошенных характеризуется средним уровнем развития цифровых компетенций: знакомы с этими понятиями, но затруднились в обозначении их сущностно-содержательных характеристик и отражении мер предосторожности при работе в сети Интернет. Пять процентов опрошенных обладают высоким уровнем развития цифровых компетенций: знают и раскрывают смысл понятий «цифровой след» и «кибертень», соблюдают меры предосторожности при работе в сети Интернет. По результатам исследования авторы приходят к выводу о необходимости информационно-методического сопровождения большинства студентов в этом направлении, подразумевающего интеграцию цифрового материала в содержание изучаемых дисциплин, включение факультативных занятий, введение цифровых модулей и дополнительные образовательные программы.
Ключевые слова: цифровой след, кибертень, цифровизация образования, интернет-пространство, обучающиеся, вуз
Библиография:
1. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Гарант.Ру: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/#review (дата обращения: 17.02.2021).
2. Понятие персональных данных и их отличие от другой информации ограниченного доступа. URL: https://it-security.admin-smolensk.ru/zinfo/info_or (дата обращения 17.02.2021).
3. Попсулин C. Человечество накрыла цифровая тень. Сетевые технологии. URL: https://www.cnews.ru/news/top/chelovechestvo_nakryla_tsifrovaya_ten (дата обращения: 17.02.2021).
4. Проблема «Шока будущего». URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/151/142/ (дата обращения: 17.02.2021).
5. Вехов В. Б. Работа с электронными доказательствами в условиях изменившегося уголовно-процессуального законодательства // Российский следователь. 2013. № 10. С. 22–23.
6. Зазулин А. И. Правовые и методологические основы использования цифровой информации в доказывании по уголовному делу: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2018. 32 с.
7. Малышенко А. М. Лекции по искусственному интеллекту и нейросетевому управлению. URL: https://nashaucheba.ru/v22091/?cc=6 (дата обращения: 17.11.2020)
8. Поряева Е. П., Евстафьева В. А. Искусственный интеллект в медицине // Вестник науки и образования. 2019. № 6 (60). Ч. 2. С. 15–18.
9. Гусев А. Обзор российских систем поддержки принятия врачебных решений. URL: http://www.kmis.ru/blog/obzor-rossiiskikh-sistem-podderzhki-priniatiia-vrachebnykh-reshenii (дата обращения: 17.02.2021).
10. Оганов А. А. Признаки, воздействующие на борьбу с киберпреступностью в отношении несовершеннолетних в интернет-пространстве // Вестник Московского ун-та МВД России. 2019. № 3. С. 137–140. DOI:10.24411/2073-0454-2019-10152
11. Шамсутдинова Т. М. Когнитивная модель траектории электронного обучения на основе цифрового следа // Открытое образование. 2020. № 2, т. 24. С. 47–54. DOI:10.21686/1818-4243-2020-2-47-54
12. Eltemerov A. A., Fedorova S. N. The use of digital technologies in the professional training of cadets // I International conference ASEDU-I 2020: Advances in science, engineering and digital education // Journal of Physics: Conference Series. 1691 (2020) 012214 IOP Publishing. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1691/1/012214/pdf (дата обращения: 15.02.2021). DOI:10.1088/1742-6596/1691/1/012214
13. Положение о статусе Центров проектов и практик. URL: https://2035.university/upload (дата обращения: 15.02.2021).
14. Фролова Е. В., Рогач О. В., Рябова Т. М. Преимущества и риски перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 78–88. DOI: 10.32744/pse.2020.6.7
15. Жигалова О. П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Ученые записки Забайкальского гос. ун-та. 2019. Т. 14. № 2. С. 69–74. DOI:10.21209/2658-7114-2019-14-2-69-74
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 64 — 71
Скачиваний: 722