СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-181-188
Представлен анализ проблемы развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте. Обоснована актуальность целенаправленной психолого-педагогической работы с часто болеющими детьми и их семьями. Приводятся результаты диагностики самостоятельности 73 здоровых и 73 часто болеющих детей 5–7 лет, проведен сравнительный анализ полученных данных. Сделан вывод, что средние значения числовых выражений развития самостоятельности выше в группе здоровых детей по сравнению с группой часто болеющих детей. Изучение достоверности различий фактического материала в различных возрастных группах (дети 5–6 и 6–7 лет) показало, что с возрастом развитие самостоятельности часто болеющих детей начинает существенно отставать от развития изучаемого показателя у здоровых детей. Выделены детерминанты развития самостоятельности часто болеющих детей: недостаточность профессионального управления развитием самостоятельности в дошкольном образовательном учреждении и стихийность воспитания самостоятельности детей в семье. Сформулированы направления оказания поддержки детям и родителям в вопросах развития самостоятельности часто болеющих старших дошкольников.
Ключевые слова: часто болеющий ребенок, воля, волевые качества личности, самостоятельность, самоконтроль, дошкольная образовательная организация, семья, семейное воспитание, особые возможности здоровья
Библиография:
1. Ражабова Ф. П. Роль волевых процессов в формировании личности // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 106–109.
2. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. Москва; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. 232 с.
3. Anderson P. Assessment and development of executive function (EF) during childhood // Child Neuropsychology. 2002. Vol. 8. P. 71–82. DOI: 10.1076/chin.8.2.71.8724
4. Barkley R. A. The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective // Neuropsychology Review. 2001. Vol. 11. P. 1–29. DOI: 10.1023/A:1009085417776
5. Теплюк С. Н. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание. 1991. № 7. С. 67.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384.
7. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб.: Речь, 2007. 123 с.
8. Волкова О. Н. Особенности развития личности часто болеющего ребенка // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 2. URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer10.php (дата обращения: 30.08.2020).
9. Груздева О. В., Улыбина Е. В., Вербианова О. М. Возможности и механизмы компенсаторного развития часто болеющих детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2018. № 3 (45). С. 135–143.
10. Adler N., Stewart J. Health disparities across the lifespan: Meaning, methods, and mechanisms // Annals of The New York Academy оf Sciences. 2010. Feb. P. 5–23. DOI: 10.1111/j.1749-6632.2009. 05337.x
11. Здравоохранение в России 2019: стат. сборник. M.: Росстат, 2019. 170 c.
12. Альбицкий В. Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Изд-во Саратов. мед. ун-та, 1986. 184 с.
13. Арамачева Л. В., Вербианова О. М., Груздева О. В. Консультирование семей с детьми дошкольного возраста. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2020. 220 с.
14. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл : Эксмо, 2005. 1136 с.
15. Гальперин П. Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6, № 3. С. 111–114.
16. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974. 172 c.
17. Леонтьев А. Н. Психология воли // Вестн. Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1993. № 2. С. 3–14.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 688 с.
19. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
20. Вербианова О. М., Груздева О. В., Дубовик Е. Ю., Котова Е. В. и др. Семья как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. 160 с.
21. Лукьянова О. Л., Пасечник О. С. Роль игры в формировании волевых качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 43–47. URL: https://science-p edagogy.ru/ru/article/view?id=2247 (дата обращения: 14.09.2020).
22. Василенко В. Е., Сергуничева Н. А. Семейные предикторы интерперсональной эмоциональной компетентности старших дошкольников // Консультативная психология и психотерапия. 2019. № 4 (106). С. 29–48.
23. Вербианова О. М., Груздева О. В. Влияние семьи на развитие целеполагания детей 5–6-летнего возраста // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 141–151.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 181 — 188
Скачиваний: 670