ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭЛИТНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII – НАЧАЛЕ XX в.
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-3-151-164
Выявлена специфика организации и эволюционирования элитного семейного воспитания и домашнего образования, а также содержания государственной политики в сфере регулирования отношений воспитания в семье и определения на этой основе этапов развития данных процессов в России в XVIII – начале XX в. Организация исследований учитывает эволюцию семейной образовательной практики, которая позволяет проследить логику становления и развития элитного семейного воспитания и домашнего образования. Были определены критериальные признаки, характеризующие особенности содержания, организации и методики элитных педагогических процессов, протекавших в семье в изучаемый период. Периодизация осуществлялась на основе соотнесения с факторами элитизации личности в условиях семьи, среди важнейших названы содержание семейного воспитания и домашнего образования; совокупность средств, методов и педагогических приемов, требования к личности и профессиональным качествам домашних учителей и иностранных гувернеров и др. Выделено четыре исторических периода (этапа). На первом этапе (начало XVIII в. – 1750-е гг.) оформились базовые характеристики осуществления взаимодействия взрослых и детей с целью формирования элитной личности. Второй этап (1760-е гг. – начало XIX в.) характеризуется влиянием на лучшие практики семейного воспитания складывающейся системы государственного образования. Третий этап (начало XIX в. – 1840-е гг.) связан с возвращением к национальным ценностям в семейной воспитательной практике, ослаблением влияния иностранного гувернерства. Завершающий период – 1850-е гг. и до Революции 1917 г. – характеризуется тем, что все наиболее значимые элитивистские тенденции и традиции семейного воспитания и домашнего образования достигли высшей степени развития и выраженности. Предложенная нами периодизация позволяет определить временные этапы генезиса этих педагогических процессов, выделить основные тенденции их исторического эволюционирования, проследить особенности возникновения и проявления элитивистских образовательных тенденций в семьях дворянской и купеческой элиты, в императорской семье.
Ключевые слова: элита, элитное семейное воспитание, элитное домашнее образование, история семейного воспитания в России, исторические этапы развития воспитания и образования в семье
Библиография:
1. Мазалова М. А. Об «элитном» и «элитарном» как сущностных характеристиках практики семейного воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). C. 156–161.
2. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000. 160 с.
3. Ашин Г. К. Мировое элитное образование. М.: Анкил, 2008. 350 с.
4. Мазалова М. А. О феномене элитного семейного воспитания // Начальная школа. 2017. № 3. С. 17–20.
5. Указ императрицы Елизаветы Петровны от 12 января 1755 г. «Об учреждении Московского университета и двух гимназий с приложением высочайше утвержденного проекта по сему предмету» // Полное собрание законов Российской империи / сост. Ю. А. Пелевин. Собрание первое. СПб., 1830. Т. XIV, № 10346.
6. Указ императрицы Елизаветы Петровны от 5 мая 1757 г. «О предварительном испытании в науках иностранцев, желающих определиться в частные дома для обучения детей» // Полное собрание законов Российской империи / сост. Ю. А. Пелевин. Собрание первое. СПб., 1830. Т. XIV, № 10724.
7. Лобзаров В. М., Корпусова Ю. А. Исторические истоки духовных основ отечественного элитного образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1. С. 196–204.
8. Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях / отв. ред. О. А. Платонов. М.: Ин-т русской цивилизации, 2014. 1056 с.
9. Российский государственный архив древних актов. Ф. 2. Oп. 1. Д. 26. Л. 2–5. Расписание занятий Петра II, составленное в Верховном тайном совете.
10. Вейдемейер А. Обзор главнейших происшествий в России с кончины Петра Великого до вступления на престол Елизаветы Петровны: в 3 ч. СПб., 1838. Ч. 1. 133 с.
11. Павленко Н. И. Петр II. М.: РГ-Пресс, 2018. 224 с.
12. Пчелов Е. В. Романовы: История великой династии. М.: Вече, 2013. 400 с.
13. Указ Петра I «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах от 23 марта 1714 года» // Полное собрание законов Российской империи / сост. Ю. А. Пелевин. Собрание первое. СПб., 1830. Т. V, № 2789.
14. Наке-Накенский – Николай Николаевич Старший // Русский биографический словарь: в XXV т. СПб.: Тип. главного управления уделов, 1914. Т. XI. 390 с.
15. Миронов Б. Н. Социальная история России. XVIII – начало XX в. Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2 т. СПб., 2003. Т. 1.
16. Хабеев Т. Н. Социально-политические основания образовательных реформ в России с древнейших времен до XXI века: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2012. 50 с.
17. Бехтеев Ф. И. Краткое понятие о физике: для употребления Его Императорского Величества великого князя Павла Петровича. СПб.: Тип. Академии наук, 1760. 65 с.
18. Ла Шетарди Т. де. Наставление знатному молодому господину, или Воображение о светском человеке / переведено с французского на русский язык Лейб-гвардии Измайловского полка подпрапорщиком Иваном Муравьевым. СПб.: Печ. при арт. и инж. шляхет. кадет. корпусе иждивением Х. Ф. Клеэна, 1778. 48 с.
19. Дашкова Е. Р. Письмо к издателю «Русского вестника» // Русский вестник. 1808. Ч. 1, № 2. С. 227–232.
20. История жизни благородной женщины / сост. В. М. Бокова. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 480 с.
21. Петербурский филиал архива Российской академии наук. Ф. 3. Оп. 9. Ед. хр. 78. Л. 14.
22. Муравьев М. Н. Письма отцу и сестре 1777–1778 годов // Письма русских писателей XVIII века. Л.: Наука, 1980. С. 259–377.
23. Об испытании домашних учителей // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения 2-е изд. СПб.: Тип. Балашева, 1875. Т. I. 776 с.
24. Положение о домашних наставниках и учителях // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 2-е изд. СПб.: Тип. Балашева, 1876. Т. II. 704 с.
25. Дополнительные правила о домашних наставниках и учителях // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834. Ч. III. № VII. Отд. 1.
26. Солодянкина О. Ю. Иностранные наставники в дворянском домашнем воспитании в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX века): автореф. дис. … д-ра ист. наук. М., 2008. 46 с.
27. Мазалова М. А. Эволюция элитности в семейном воспитании купечества в XIX веке // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 91–95.
28. Шереметев С. Д. Мемуары. Воспоминания о себе и о своей семье: Воспоминания детства. Воспоминания 1853–1861. М.: Индрик, 2005. Т. 2. 560 с.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Страницы: 151 — 164
Скачиваний: 835