МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-3-106-114
Рассматриваются ключевые вопросы, касающиеся сложной системы межэтнического образования в США как набора стратегий, содержания учебных программ, а также уникальной возможности определять цели и процессы, необходимые для образования в мире, где одновременно существуют этническое, культурное многообразие и структурное неравенство. Прослеживается эволюция подходов эффективной реализации межэтнического образования, благодаря которым создавались условия адаптации представителей различных этнических и культурных групп к культуре, доминирующей в обществе. В дальнейшем подходы межэтнического образования были направлены на активное сохранение собственной культурной идентичности, а также на решение целого ряда противоречий между представителями разных этнических и культурных групп в составе сложного американского сообщества. Анализируются причины неэффективности реализации некоторых подходов в межэтническом образовании, показаны те, которые доказали свою продуктивность. Представлены прогрессивные идеи современного межэтнического образования, а именно идея установления устойчивого и эффективного диалога между представителями различных этнических и культурных групп. Индивидуальность подобного диалога в каждой стране своя, поэтому невозможен простой перенос моделей американского межэтнического образования, они должны подлежать серьезной трансформации с учетом принципа культуросообразности. Раскрываются основные проблемы, с которыми сталкивается система межэтнического образования в современных условиях образования, когда основной целью школы называют формирование у учащихся конкурентного преимущества, формирование навыков и умений, необходимых для глобальной экономической конкуренции, а не подготовка их к жизни в сложном демократическом обществе.
Ключевые слова: межэтническое образование, поликультурность, диалог культур, этнокультурная идентичность, современное социокультурное пространство, стратегические направления развития образования
Библиография:
1. Sleeter C. E. Multicultural Education Past, Present and Future: Struggles for Dialog and Power-Sharing // International Journal of Multicultural Education. 2018. № 20 (1). P. 5–20.
2. Banks J. A. Multicultural Education: Characteristics and Goals. Multicultural Education. Issues and Perspectives. Wileys & Sons. 2003. P. 3–31.
3. Aguando-Odina T., Mata-Benito P., Gil-Jaurena I. Mobilizing intercultural education for equity and social justice. Time to react against the intolerable: A proposal from Spain // Intercultural Education. 2017. № 28 (4). P. 408–423.
4. Sleeter C. E., Grant C. Making choices for multicultural education: Five approaches to race, class and gender (6th ed.). New York: Wiley, 2009.
5. Sleeter C. E., Grant C. Race, Class, Gender and Disability in the Classroom. Multicultural Education. Issues and Perspectives. Wileys & Sons, 2003. P. 59–83.
6. Omatsu G. The “Four Prisons” and the Movements of Liberation: Asian American Activism from 1960s to the 1990s. Boston: South End Press, 1994. P. 19–70.
7. Gollnick D. M., Chinn P. C. Multicultural Education in a Pluralistic Society. N.Y.: Macmillan, 1994. 358 p.
8. MacGillivray I. K. Educational equity for gay, lesbian, bisexual, transgendered and queer/questioning students // Education and Urban Society. 2000. № 32 (3). P. 303–323.
9. Hursh D. The growth of high-stakes testing in the USA: Accountability, markets, and the decline in educational equality // British Educational Research Journal. 2005. № 31 (5). P. 605.
10. Case A., Ngo B. “Do we have to call it that?” The response of neoliberal multiculturalism to college antiracism efforts // Multicultural Perspectives. 2017. № 19 (4). P. 215–222.
11. Stein H. The World Bank and neoliberalism. Continuity and discontinuity in the making of an agenda. The World Financial Review. URL: http://www.worldfi nancialreview.com (дата обращения: 20.01.2019).
12. Kymlicka W. Neoliberal multiculturalism? Social resilience in the neoliberal era. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2013. P. 99–124.
13. International Organization for Migration. Global migration trends factsheet. URL: http://gmdac.iom.int/global-migration-trendsfactsheet (дата обращения: 10.02.2019).
14. Erickson F. Culture in Society and in Educational Practices. Multicultural Education. Issues and Perspectives. Wiley & Sons, 2003. P. 31–55.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 106 — 114
Скачиваний: 783