ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ФАКУЛЬТЕТЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА – БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-1-67-77
Аргументирована актуальность необходимости оcмысления подходов к воспитательной работе в педагогических вузах. Представлены результаты анализа сайтов российских вузов на предмет обеспеченности воспитательной работы со студентами регламентирующими документами, анализа наиболее распространенных моделей воспитательной работы, студенческого самоуправления, в том числе через студенческие объединения, сообщества. Выделены основные направленности студенческих сообществ в вузах, определена их специфика в педагогических университетах, связанная с ориентированностью их на практическую профессионально-педагогическую деятельность. Обозначены дефициты функционирования моделей воспитательной работы со студентами на факультетском уровне. Обобщен 10-летний опыт организации воспитательной работы и внеурочной деятельности со студентами педагогического факультета Томского государственного педагогического университета посредством включения будущих социальных педагогов в студенческие сообщества. Представлены схемы организации студенческого самоуправления на уровне академической группы, факультетском уровне, взаимодействия студенческих сообществ факультета с другими субъектами воспитательной работы факультета и вуза в целом. Приведены примеры возможных студенческих сообществ на факультете. На примере сопоставления трудовых действий социального педагога и видов деятельности куратора студенческой группы делается вывод о ресурсности развития готовности студентов к выполнению указанных выше типов профессиональной деятельности при включении их в любое студенческое сообщество в соответствии с интересами. Обоснованы условия повышения уровня готовности студентов педвуза к решению задач профессиональной деятельности посредством построения воспитательной работы на факультете на основе моделирования деятельности студенческих сообществ.
Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, студенческие сообщества, профессиональные компетенции, включение будущих социальных педагогов в факультетские студенческие сообщества
Библиография:
1. Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе: приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. № 06-197. URL: http://voronezharts.ru/content/xposts/123/original/6__2202_2006_06197.pdf (дата обращения: 14.11.2017).
2. Богданова Р. У. Воспитательный аспект реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования // Известия Российской академии образования. 2011. № 2 (18). С. 71–86.
3. Богданова Р. У., Колчина, А. А. Воспитание студенческой молодежи в вузе: современные концептуальные подходы: учеб.-метод. пособие № 5. СПб.: Центр информатизации образования, 2009. 103 с.
4. Колчина А. А. Вовлечение студентов в деятельность созидательных сообществ в вузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 166–171.
5. Научная библиотека РГУ им. С. А. Есенина: Роль студенческих общественных объединений в воспитательном процессе вуза. URL: http://library.rsu.edu.ru/p7407/ (дата обращения: 03.02.2016).
6. Центр при Министерстве образования и науки РФ «Российский студенческий центр „Росстуденчество“»: программа развития деятельности студенческих объединений. URL: http://rosstudtsentr.ru (дата обращения: 20.04.2017).
7. Байдашева Е. Н., Савиных В. Л., Томочкин В. Н. Проблема профессионального воспитания студентов вуза в современных условиях // Философские науки. 2007. № 11. С. 143–150.
8. Титова Г. Ю. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 82–84.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»: Приказ от 22 марта 2010 г. № 200 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 „Психолого-педагогическое образование“». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111115121912.pdf (дата обращения: 17.04.2017).
10. Титова Г. Ю. К вопросу о подготовке социальных педагогов в вузе // Современные проблемы теории и практики социальной педагогики: материалы всерос. науч.-практ. конференции. 2012. С. 11–15.
11. Середа А. В., Титова Г. Ю. Кураторская деятельность как средство развития профессиональной компетентности студентов педвуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 84–91.
12. Середа А. В., Титова Г. Ю. Студенческое самоуправление: куратор академической группы: метод. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. 36 с. (Серия «Воспитательная работа в вузе»).
13. Середа А. В., Титова Г. Ю., Ваврин В. И. Студенческое самоуправление: физорг академической группы: методическое пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. 32 с. (Серия «Воспитательная работа в вузе»).
14. Титова Г. Ю. Социально-педагогические задачи как средство профессионального проблеморазрешения в составе профессиональной компетентности // Компетентностное обновление на разных ступенях образования. Томск, 2010. С. 145–154.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ
Страницы: 67 — 77
Скачиваний: 977