ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-183-197
Представлен анализ работ ученых, педагогов и психологов. Томского государственного педагогического университета, посвященных проблеме профессионального становления развивающейся личности будущего педагога в системе педагогического вуза. На основании многопрофильного анализа делаются следующие выводы: сложный, экзистенциальный процесс личностного и профессионального развития студента неотделим от организации творческого образовательного пространства. Он должен обеспечить на основе концепции профессионального и личностного ориентирования высшего образования: во-первых, согласование всего многообразия подходов, объединяющих показатели качества результатов процесса образования; уровень общей подготовки студента-педагога, многопрофильный показатель профессиональной подготовки выпускника-педагога; личное стремление и способность стать творчески ориентированным профессионалом в системе современного образования. Общей объединяющей идеей анализируемых работ ученых ТГПУ является то, что, помимо преподавания непосредственно академических дисциплин со студентами – будущими педагогами, должна проводится работа, способствующая личностной самореализации и профессиональному самоопределению. Итоговые выводы по проведенному анализу заключаются в том, что на основе многопрофильных экспериментальных подходов проверена достоверность педагогических условий, которые способствуют кристаллизации идентичности профессиональной в частности и развитию личности выпускника-педагога в целом. Повышение качества системы педагогического образования предполагает решение важных методологических проблем управления качеством педагогического знания, которые включают решение психолого-педагогической проблемы профессионального самоопределения и образовательной идентичности. Подходы к решению обозначенных проблем должны фиксироваться в оценках экспертов при анализе технологических методов и направлений управления качеством образования.
Ключевые слова: идентичность, экзистенциальный кризис, развивающаяся личность, педагогическое образование, профессиональное становление
Библиография:
1. Жигинас Н. В. Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов. Принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризис // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 45–49.
2. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Психическое здоровье студентов. Томск: Изд-во ТГПУ. 2009. 180 с.
3. Жигинас Н. В. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, медико-психологическое сопровождение: дис. … д-ра психол. наук, Томск, 2011. 449 с.
4. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе. ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. 224 с.
5. Жигинас Н. В. Сравнительный анализ результатов мониторинга и скрининга социальной ситуации развития студентов (региональный аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 132–134.
6. Багачук А. В. Научно-образовательная среда педагогического вуза как условие формирования готовности будущих учителей к исследовательской деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 58–61.
7. Копытов А. Д., Черепанова Т. Б. К вопросу о феноменологии современного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 1 (15). С. 169–172.
8. Дмитриева Т. В. Структурно-уровневая модель развития учебной активности студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 27–35.
9. Смышляева Л. Г., Яковлева А. Г. Реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 23–27.
10. Кочеткова Т. Н. Условия, способствующие развитию субъектности студентов в процессе получения высшего образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 185–190.
11. Вахитова Г. Х. Условия формирования готовности студентов – будущих педагогов к реализации программ предшкольного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 24–29.
12. Обухов В. В., Войтеховская М. П. Основные направления создания инновационно-педагогической среды педагогического университета в современных условиях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 49–55.
13. Жигинас Н. В., Широкова Н. И. Становление профессионализации студентов педагогического вуза: психолого-педагогический аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 67–73.
14. Жигинас Н. В. Педагогические условия формирования и преодоления акмеологического кризиса идентичности студентов вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 205–208.
15. Санников А. Ф., Жигинас Н. В. Персонализированный подход в организации учебно-образовательного процесса студентов заочного отделения педагогического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 12 (127). С. 218–221.
16. Обухов В. В., Войтеховская М. П., Осипова И. В. Современные вариативные модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, ориентированные на новые модели аттестации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 93–98.
17. Матюшкина М. Д. Пути повышения качества постдипломного педагогического образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 32–37.
18. Смышляева Л. Г., Купершлаг И. Г., Кравченко О. И. Развитие профессиональной Я-концепции педагога дошкольного образования в условиях профессиональной переподготовки // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 45–52.
19. Смышляева Л. Г. Компетентностное обновление дополнительного профессионального образования: теоретические и организационно-методические основы. Компетентностное обновление на разных ступенях образования: коллективная монография / под ред. С. И. Поздеевой. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2010. С. 155–174.
20. Смышляева Л. Г., Французская Е. О. Развитие практики компетентностно-ориентированной технологизации высшего образования средствами программ повышения квалификации преподавателей // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 77–83.
21. Пьяных Е. Г. Использование технологий и методов дистанционного обучения при работе с магистрантами // Научнопедагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 38–42.
22. Яценко Т. Е. Методы психологического воздействия как индикатор психологической компетентности будущих педагогов в педагогическом взаимодействии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 169–174.
23. Рыбников В. Ю., Марихин С. В., Уманец Д. М. Теоретические проблемы проектирования педагогических технологий в системе профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 28–33.
24. Раитина М. Ю., Покровская Е. М. Междисциплинарные подходы в обеспечении образовательного процесса в вузе: основные тенденции, цели, задачи // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 7–13.
25. Артеменко Н. А., Белогуров С. В. Особенности организации процесса формирования информационной компетенции будущего специалиста // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 13–18.
26. Пьяных Е. Г., Немчанинова Ю. П. Смешанное обучение как эффективная форма работы с магистрантами в области естественно-научного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). С. 257–260.
27. Полицинский Е. В., Румбешта Е. А. Активизация познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 37–40.
28. Киндяшова А. С., Жигинас Н. В. Формирование предметных компетенций будущих педагов средствами электронного учебно-методического комплекса // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 140–145.
29. Файзуллаева Е. Д., Дудина Е. Н. Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке бакалавров дошкольного образования: опыт участия в федеральном эксперименте // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 69–76.
30. Петрова Е. Ю., Ершова Т. В. Формирование методической компетентности у будущих учителей географии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 52–58.
31. Румбешта Е. А. Подготовка учащихся и учителя к организации совместной деятельности по решению учебных и образовательных проблем // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 23–30.
32. Булатова Т. А., Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Изучение взаимосвязи социальной тревожности и психологических защит студентов: интегральный подход к решению проблемы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Reviev). 2015. 3 (9). C. 33–39.
33. Буртовая Н. Б. Внутренние психологические условия деятельности профессионала // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 21–25.
34. Закотнова Е. Ю., Корытова Г. С. Психологическая безопасность личности в образовательной среде высшего учебного заведения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 13–17.
35. Закотнова Е. Ю., Жигинас Н. В. Когнитивная составляющая профессиональной подготовки педагогов: постановка проблемы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 19–23.
36. Азбукина Е. Ю. Роль рефлексии в профессиональном становлении педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 90–94.
37. Поздеева С. И., Путинцева Е. Б. Открытое образовательное портфолио ученика начальной школы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 85–89.
38. Поздеева С. И. Особенности гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 194–196.
39. Поздеева С. И. Проблемы реализации образовательной деятельности в подготовке и повышении квалификации современного педагога // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 64–69.
40. Поздеева С. И., Кириллова И. О. Место педагогического исследования в подготовке и профессиональной деятельности магистра // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 43–47.
41. Поздеева С. И. Педагогическая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 93–100.
42. Бекузарова Н. В., Ермолович Е. В. Профессиональный портрет выпускника по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «Бакалавр» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 83–89.
43. Карипов Б. Н. Идентичность как главный фактор политического развития // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 60–62.
44. Степанова О. А. К проблеме развития познавательной самостоятельности студентов вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 65–67.
45. Жигинас Н. В. Кризис идентичности студентов в свете проблемы психического здоровья // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 61–64.
46. Жигинас Н. В. Типология и учебно-образовательная составляющая студенческого кризиса // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 143–147.
47. Жигинас Н. В. Сравнительный анализ результатов мониторинга и скрининга социальной ситуации развития студентов (региональный аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 132–134.
48. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Экзистенциальные кризисы развивающейся личности: постановка проблемы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 226–230.
49. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Диалог и оценка качества педагогического образования в профессиональном самоопределении выпускника // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 103–107.
50. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Транскультурализм как актуальная задача современной педагогики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 103–108.
51. Сухачёва Н. И., Жигинас Н. В. Кризис развивающейся личности в современных условиях: постановка проблемы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 25–30.
52. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Профессионализация выпускников педагогического вуза как основа интеграции качественного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 56–62.
53. Никитина А. А., Радина Н. К. Мужская идентичность юношей- студентов: социально-психологические аспекты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 121–125.
54. Толстолес Е. С., Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Личностные и гендерные особенности студентов медицинских учебных заведений // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 152–156.
55. Шубович М. М., Фаизова В. Б. Результаты экспериментальной деятельности по формированию готовности студентов к брачно-семейным отношениям в рамках учебно-воспитательной работы вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 43–51.
56. Аксенов М. М., Жигинас Н. В. Теоретические и концептуальные основы охраны психического здоровья студентов и формирования экзистенциальных кризисов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 40–45.
57. Жигинас Н. В. Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов. Принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризис // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 45–49.
58. Жигинас Н. В. Исследование медико-психологических условий профилактики психического здоровья студентов и работы с экзистенциальными кризисами в психологической службе вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 94–99.
59. Жигинас Н. В. Теоретические и концептуальные основы профилактики психического здоровья студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 6 (84). С. 71–75.
60. Жигинас Н. В. Принципы организации и направления медико-психологического сопровождения студентов вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 200–204.
61. Жигинас Н. В. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, типология, профилактика: монография. 2-е изд., перераб. и доп. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2011. 216 с.
62. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Персонологический подход в консультировании кризисных состояний. Томск. Изд-во ТГПУ, 2012. 244 с.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 183 — 197
Скачиваний: 1017