СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АКСИОСФЕРЕ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
В современной школе вследствие изменения парадигмы образования, когда обучающийся стоит перед определенным выбором личностной позиции, значительно возрастает интерес к проблемам, связанным с определением ценностей и смыслов жизни в контексте целостного процесса – ценностного самоопределения школьников. Рассматривается системно-деятельностный подход как методологическая основа ценностного самоопределения обучающихся в аксиосфере школьной географии в контексте объединения системного и деятельностного подходов. Раскрываются понятия «аксиосфера школьной географии», «ценностное самоопределение», «ценности школьной географии». С позиции системно-деятельностного подхода выделяются личностные универсальные учебные действия как основа формирования ценностей школьной географии и личностных образовательных результатов. Приведены примеры учебных заданий на уроках школьной географии с учетом формирования личностных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, ценностное самоопределение, аксиосфера школьной географии, ценности школьной географии, личностные универсальные учебные действия
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
2. Репринцева Ю. С. Введение в «аксиологическую географию»: постановка проблемы // География в школе. 2015. № 7. С. 28–31.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь: собр. соч. в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
5. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 236–277.
6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. 370 с.
8. Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании // Вопр. философии. 1973. № 6. С. 22–26.
9. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технически обучающих систем). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. 304 с.
10. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 31–45.
11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пос-е для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
12. Репринцева Ю. С. Активизация процесса обучения географии как эффективный инструментарий формирования личностных результатов обучающихся // География в школе. 2013. № 10. С. 40–42.
Выпуск: 3, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ, ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 110 — 115
Скачиваний: 960