ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЛЕПЫХ УЧАЩИХСЯ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-241-247
Рассматривается процесс становления педагогического сопровождения слепых учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (на примере слепоглухих) в России и Сибири в период до революции 1917 г. и по настоящее время. Для понимания современного состояния проблемы обучения и педагогического сопровождения слепых учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития необходимо знать ее историю. Данное историко-педагогическое исследование позволяет проследить динамику становления специальных институтов в хронологическом порядке от зарождения до настоящего времени. Отмечено, что становление подобных учреждений состоялось на благотворительной основе без государственной финансовой поддержки. Показана роль Всероссийского общества слепых по организации трудоустройства слепых взрослых людей в 1930-е гг. и современное состояние реабилитационных центров. Рассмотрено возникновение научных школ и их роль в разработке содержания и методов обучения слепых и слепоглухих детей. Подчеркнуто, что интерес науки к обучению слепых зарождался очень медленно. Только к середине ХХ в. появилась сеть государственных специальных учреждений для слепых, слабослышащих и слепоглухих детей. Отмечены выдающиеся ученые и педагоги, оставившие значительный вклад в тифлопедагогике.
Ключевые слова: специальные учреждения педагогической поддержки слепых и слепоглухих, тифлопедагогика, учащиеся с множественными нарушениями развития
Библиография:
1. Артеменко М. В. Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения к поступлению в школу // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сб. ст. междунар. науч.- практ. конф.: в 3 ч. 2016. С. 148–152.
2. Артюкевич Е. В., Никулина Г. В. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в образовательном учреждении // Научно-практические проблемы образования инвалидов как социальной группы: материалы науч.-практ. конф. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. С. 100–103.
3. Феоктистова В. А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. М.: Просвещение, 1981. 191 с.
4. Феоктистова В. А. История советской тифлопедагогики, школы слепых и слабовидящих: учеб. пособие / Министерство просвещения РСФСР, Ленинградский гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Ленинград: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980. 71 с.
5. Никулина Г. В. Школа для всех: образование слепых и слабовидящих: сб. ст. / под общ. ред. Г. В. Никулиной; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2015. 96 с.
6. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности / Академия педагогических наук РСФСР, Институт дефектологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 419 с.
7. Зальцман Л. Незрячий ребенок сквозь призму проблем современной коррекционной школы и общества // Школьный вестник. 2007. № 1. С. 2–10.
8. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. М., 2000. 237 c.
Выпуск: 3, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 241 — 247
Скачиваний: 702