ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Рассматривается понятие «образовательная самостоятельность» с точки зрения применения компетентностного подхода при ее исследовании. На основе изучения законодательных документов в сфере образования, а также обобщения научных исследований в области компетентностного подхода в педагогическом процессе автором раскрываются содержание, критерии и уровни образовательной самостоятельности, дается характеристика проведенного диагностического исследования сформированности образовательной самостоятельности студентов. Проводится анализ современных диссертационных работ, посвященных изучению компетенций в различных сферах знаний, написанных за последние пять лет.
Ключевые слова: образовательная самостоятельность, компетентностный подход, компетенция, компетентность, исследование
Библиография:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http: //минобрнауки.рф (дата обращения: 10.09.2014).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46 // Федеральный государственный образовательный стандарт «Российское образование» (федеральный портал). URL: http://standart.edu.ru (дата обращения:
10.09.2014).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200 // Федеральный государственный образовательный стандарт «Российское образование» (федеральный портал). URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 10.09.2014).
4. Кириллов Н. П., Леонтьева Е. Г. Конкурентоспособность выпускников вузов: проблемы и решения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 9–13.
5. Таранчук Е. А. Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 212 с.
6. Абрамов С. М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения (на примере негосударственного гуманитарного вуза): дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 250 с.
7. Ермакова О. Н. Воспитание образовательной самостоятельности будущего учителя средствами предметно-дидактического комплекса педагогических дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 180 с.
8. Мезенцева Л. В. Развитие образовательной самостоятельности студентов колледжа средствами научно-исследовательского комплекса: дис. … канд. пед. наук. Шадринск, 2009. 209 с.
9. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 2003. 149 с.
10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос». С. 13.
11. Зимняя И. А. Личностная и деятельностная направленность компетентностей как результат современного образования // Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование): материалы ΧVΙ науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 2–17.
12. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012.
13. Поздеева С. И. Проблемы реализации образовательной деятельности в подготовке и повышении квалификации современного педагога // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 64–69.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ
Страницы: 21 — 29
Скачиваний: 1071