Управление качеством формирования функциональной грамотности школьников в сетевом взаимодействии
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-4-7-14
Управление процессом повышения качества российского образования сопряжено со многими стратегическими ориентирами. Ведущим стратегическим ориентиром является процесс, направленный на повышение качества формирования функциональной грамотности школьников, что обеспечит выход российского образования на международный уровень. Раскрыты особенности направлений теории и практики организации процесса управления качеством формирования функциональной грамотности, а также компоненты сетевого взаимодействия, условия эффективного взаимодействия образовательных сообществ. Выбор темы обусловлен накопленным опытом по организации сетевого взаимодействия «школа – вуз» при решении ключевых проблем повышения качества сформированности у школьников функциональной грамотности. Рассматриваются теоретико-методологические основы, содержание понятий по теме исследования. Показана необходимость учета принципов междисциплинарности, полипарадигмальности в обеспечении качества формирования функциональной грамотности как предмета исследования в рамках различных направлений (историческое, культурологическое, психолого-педагогическое, социологическое, психологическое). Разработаны концептуальные основы повышения качества сформированности функциональной грамотности (ФГ) в рамках сетевого взаимодействия с учетом направлений сопровождения (организационное, научно-методическое, научно-технологическое, аналитическое). Теоретические и практические результаты работы стали основой создания дисциплин по выбору структурно-функциональной модели, реализованных в практике образовательного регионального сообщества. Также исследуются теоретико-методологические, практические аспекты работы с педагогами, образовательными организациями, способствующие повышению качества формирования ФГ. Показана результативность мониторинга повышения качества формирования ФГ школьников в сетевом взаимодействии образовательных организаций региона. Отмечена необходимость расширения спектра профессиональных компетенций действующего и будущего учителя в решении вопросов повышения качества и управления процессом формирования функциональной грамотности, что обеспечивает новый формат решения жизненно важных проблем и эффективной социализации личности школьника в регионе.
Ключевые слова: функциональная грамотность, сетевое взаимодействие, подготовка будущего учителя, школьники, качество образования
Библиография:
1. Агранович М. Л. Российское образование в контексте международных индикаторов. М., 2019. С. 8.
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Гарант. URL: http://base.garant.ru/71296054/ (дата обращения: 01.12.2023).
3. Поздеева С. И. Совместная деятельность и открытая профессиональная позиция педагога как концептуальные основы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 6 (28). С. 91–96.
4. Поздеева С. И. Концепция развития открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе: дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2005. С. 291–316.
5. Бершадская М. Б. Функциональная грамотность школьников и проблемы высшей школы // Отечественные записки. 2012. № 4 (49). С. 122–130.
6. Функциональная грамотность: глобальные компетенции // Отчет по результатам международного исследования PISA-2018 ГК. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A1%D0%98/%D0%93%D0%9A%20PISA-2018_.pdf (дата обращения: 08.11.2023).
7. Поздеева С. И. К проблеме выделения метаметодики в профессиональной подготовке будущего учителя: связь дидактики, метаметодики и методик преподавания // Ярославский пед. вестник. 2023. № 1 (130). С. 48–56.
8. Поздеева С. И., Дроздецкая И. А. Концепция благополучного и безопасного детства: сущность, проблемы, рекомендации для родителей // Научно-педагогическое обозрение. 2023. № 4 (50). С. 80–86.
9. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Изменения в социально-педагогическом портрете выпускника петербургской школы // Вопросы образования. 2011. № 1. С. 99.
10. Абанкина И. В., Фрумин И. Д. и др. Глобальная конкурентоспособность российского образования: материалы для дискуссии. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.
11. Ковалева Г. С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны: материалы к заседанию Президиума РАО 27 июня 2018 г. // Официальный сайт «Центр оценки качества образования ИСРО РАО». URL: http://www.centeroko. ru/public.html (дата обращения: 01.12.2023).
12. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. М., 2013. URL: http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
13. Кривых С. В. Пространство и среда в образовании. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2017. 77 с.
14. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: метод. пособие для педагогов / под ред. Л. Ю. Панариной, И. В. Сорокиной. Самара: СИПКРО, 2019. 130 с.
15. Новиков Д. А., Глотова Н. П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: ИУО РАО, 2004. 142 с.
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 7 — 14
Скачиваний: 114