ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ОПЫТОМ И МОТИВАЦИЕЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-6-181-192
Психологическое благополучие является показателем реализации потенциала личностного развития. Оно связано с активностью субъекта и требует особого внимания к содержанию деятельности. Возрастно-психологическая специфика подросткового возраста определяется процессами самоопределения и дальнейшей самореализации, где собственная активность субъекта психического развития становится важнейшим условием. Волонтерская активность как добровольная деятельность по оказанию помощи нуждающимся представляет широкие возможности для самореализации личности. Цель данного исследования: изучить особенности психологического благополучия подростков с различным опытом и мотивацией волонтерской деятельности. В нем приняли участие 329 человек в возрасте от 14 до 18 лет, из которых 57,4 % юношей и 42,6 % девушек, учащиеся средних образовательных школ. Основной гипотезой исследования выступило предположение, что участие и особенности мотивации волонтерской деятельности подростков связаны с более высоким уровнем психологического благополучия. Были использованы три методики: опросник мотивации волонтерской деятельности Э. Клери, шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург, шкала депрессии, тревоги и стресса С. Ловибонд. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы. Различные компоненты психологического благополучия связаны с опытом и мотивацией волонтерской деятельности. Опыт волонтерской деятельности способствует более четкому осознанию мотивации волонтерства и, как следствие, более высокому уровню психологического благополучия. Были обнаружены гендерные различия в характере взаимосвязи уровня психологического благополучия и участия и мотивации волонтерской деятельности. Выраженность разнообразной мотивации волонтерства связана со снижением депрессивных настроений у девушек больше, чем у юношей.
Ключевые слова: волонтерство, психологическое благополучие, подростковый возраст
Библиография:
1. Рикель А. М., Туниянц А. А., Батырова Н. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах // Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. 2017. № 2. С. 64–82. doi: 10.11621/vsp.2017.0
2. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
3. Пахоль Б. Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы // Украинский психол. журнал. 2017. № 1. С. 80–104.
4. Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 50. Р. 1192–1198.
5. Митрофанова Е. Н. Активность индивидуальности, психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов // Сибирский психол. журнал. 2017. № 64. С. 94–105.
6. Павленко К. В., Бочавер А. А. Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопределения // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 51–62. doi: 10.17759/pse.2020250605
7. Молчанов С. В., Алмазова О. В., Поскребышева Н. Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 4. С. 22–35. doi: 10.17759/pse.2019240402
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
10. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник. М.: Юрайт, 2018. 406 с.
11. Молчанов С. В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. Т. 10, № 3. С. 16–25.
12. Лукас Э. Учебник логотерапии. Представление о человеке и методы. М.: Когито-центр, 2021. 256 с.
13. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный смысл. М.: Альпина Дижитал, 2017. 344 с.
14. Молчанов С. В. Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 75–79.
15. Молчанов С. В., Поскребышева Н. Н., Запуниди А. А., Маркина О. С. Развитие личностной автономии как условие формирования ориентации подростка в моральной сфере // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 4. С. 22–29.
16. McDougle L., Handy F., Konrath S., Walk M. Health outcomes and volunteering: the moderating role of religiosity // Social Indicators Research. 2014. Vol. 117. Р. 337–351. doi: 10.1007/s11205-013-0336-5
17. Piliavin J. A., Siegl E. Health benefits of volunteering in the Wisconsin longitudinal study // Journal of Health and Social Behavior. 2007. Vol. 48, Iss. 4. Р. 450–464. doi: 10.1177/002214650704800408
18. Borgonovi F. Well by doing good: the relationship between formal volunteering and self-reported health and happiness // Social Science and Medicine. 2008. Vol. 66, Iss. 11. Р. 2321–2334. doi: 10.1016/j.socscimed.2008.01.011
19. Greenfield E. A., Marks N. F. Formal volunteering as a protective factor for older adults’ psychological well-being // Journal of Gerontology. Series B: Psychological Sciences and Social Sciences. 2004. Vol. 59B, Iss. 5. Р. 258–264. doi: 10.1093/geronb/59.5.S258
20. Kim J., Pai M. Volunteering and trajectories of depression // Journal of Aging Health. 2010. Vol. 22, Iss. 1. Р. 84–105. doi: 10.1177/0898264309351310
21. Musick M. A., Wilson J. Volunteering and depression: the role of psychological and social resources in different age groups // Social Science Medicine. 2003. Vol. 56, Iss. 2. Р. 259–269. doi: 10.1016/S0277-9536(02)00025-4
22. Thoits P. A., Hewitt L. N. Volunteer work and well-being // Journal of Health and Social Behavior. 2001. Vol. 42, Iss. 2. Р. 115–131. doi: 10.2307/3090173
23. Jerf W., Yeung K., Zhang Z., Kim T. Volunteering and health benefits in general adults: cumulative effects and forms // BMC Public Health. 2018. Vol.18, Iss. 8. doi: 10.1186/s12889-017-4561-8 (дата обращения: 10.04.2022).
24. Молчанов С. В., Алмазова О. В., Поскребышева Н. Н. Отношение к цифровому волонтерству российской молодежи // International Journal of Open Information Technologies. 2021. № 12. C. 83–88.
25. Tennant R., Hiller L., Fishwick R., Platt S., Joseph S., Weich S., Parkinson J., Secker J., Stewart-Brown S. The Warwick-Edinburgh Mental Well-being Scale (WEMWBS): development and UK validation // Health and Quality of Life Outcomes. 2007 Vol. 5, Iss. 63. URL: http://www.hqlo.com/content/5/1/63 (дата обращения: 10.04.2022).
26. Шилко Р. С., Долгих А. Г., Алмазова О. В. Измерение психического здоровья в образовательном пространстве: шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: материалы I Международной научно-практ. конф. (10–11 октября 2018 г., Санкт Петербург). СПб., 2018. Ч. 1. С. 278–283.
27. Lovibond S. H., Lovibond P. F. Manual for the Depression Anxiety and Stress Scales. Psychology Foundation. Sidney, NSW, 1995. 103 p.
Выпуск: 6, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 181 — 192
Скачиваний: 363