УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ МНОГОЦЕЛЕВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-6-39-48
Рассматривается проблема формирования у младших школьников метапредметных результатов, в частности универсального учебного действия моделирования, являющегося в обновленном Стандарте начального общего образования системообразующим для всех метапредметных результатов. Дана характеристика знаково-символических умений, формируемых у младших школьников. Приведены элементы учебного содержания, подлежащего моделированию в начальной школе (понятия, действия, процессы, учебные задачи), описана специфика работы по их моделированию в практической деятельности педагога. Выделены содержательные и организационно-технологические условия, при которых формирование у младших школьников знаково-символических универсальных учебных действий будет наиболее эффективно.
Ключевые слова: младший школьник, знаково-символическое моделирование, метапредметные результаты, учебное задание, универсальные учебные действия
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. А. А. Казаковой. М.: Просвещение, 2012. 21 с.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. М.: Вако, 2022. 180 с.
3. Жданова Е. А. Учебное задание в начальной школе: дидактический потенциал // Человек и образование. 2020. № 4. С. 93–98.
4. Жданова Е. А. Дидактический потенциал многоцелевых учебных заданий на знаково-символическое моделирование в начальной школе // Начальная школа. 2021. № 12. С. 17–22.
5. Миндзаева Э. В. Развитие универсальных учебных действий в курсе информатики 5–6 кл: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2009.
6. Сверчкова Ю. А. Знаково-символическое моделирование учебной информации как средство формирования функциональной грамотности школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009.
7. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
8. Клепинина З. А. Моделирование в системе универсальных учебных действий // Начальная школа. 2012. № 1. С. 26–29.
9. Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1982. 220 с.
10.Данилова Н. Ю. Обучение студентов – будущих педагогов использованию метода моделирования в лингвистическом образовании младших школьников // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы IX Международной научной конференции. СПб., 2019. С. 40–44.
11. Фаустова Н. П., Меркулова Т. В. Формирование универсального учебного действия моделирования при обучении младших школьников решению арифметических задач // Гносеологические основы образования: международный сб. науч. тр., посвященный профессору С. П. Баранову. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2015. С. 345–348.
Выпуск: 6, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 39 — 48
Скачиваний: 342