СОЗДАНИЕ НАУЧНОГО ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-130-137
Анализируются результаты анкетирования преподавателей и студентов по выявлению типичных затруднений и причин их появления в контексте написания выпускной квалификационной работы, которые обусловлены, с одной стороны, отсутствием опыта обращения к письменной речи в процессе изучения дисциплин профессиональной подготовки, с другой – неготовностью обучающихся осуществлять рефлексию процесса речевой деятельности и ее продуктов, а также невладением способами организации самостоятельной работы. Выявлены типичные ошибки в создании текста выпускной работы: отсутствие коммуникативной задачи; несоблюдение логики и взаимосвязи частей текста; включение непереработанных материалов из первоисточников; отсутствие собственного суждения по изучаемой теме. Установлено, что основной причиной их появления выступает невладение текстовыми умениями в построении научного текста. Обозначены направления в обучении письменной научной речи в процессе подготовки в вузе: включение заданий во все дисциплины подготовки, программы педагогических практик, предполагающих написание текста научного стиля, использование образовательных технологий, ориентирующих на использование письменного текста как результата обучения. Делается вывод о том, что обучение написанию текста выпускной квалификационной работы предполагает последовательное вовлечение обучающихся в овладение культурой письменной научной речи, а также опыт исследовательской деятельности преподавателя.
Ключевые слова: научная письменная речь, выпускная квалификационная работа, создание письменного текста
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) № 92 от 09.02.2016 // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/news/7/1805 (дата обращения: 03.06.2021).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) № 126 от 22.02. 2018 // Гарант.ру. Информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797864/ (дата обращения: 03.06.2021).
3. Алисов Е. А., Виноградова Н. А., Сухова Е. И., Ходакова Н. П. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (бакалаврская работа, магистерская диссертация): учебно-метод. пособие. М.: Спутник +, 2015. 56 с.
4. Брызгалова С. И. Введение в научно-педагогическое исследование: учеб. пособие для студентов специалитета, бакалавриата, магистратуры. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. 171 с.
5. Шипилина Л. А. Методология психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Флинта: Наука, 2013. 203 с.
6. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 128 с.
7. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М., 1998.
8. Tynjälä P. Writing, learning and the development of expertise in higher education // Studies in Writing. 2001. Vol. 7. P. 37–56.
9. Framework for success in Postsecondary writing. 2011. URL: http://wpacouncil.org/files/frameworkfor-successpostsecondary-writing.pdf (дата обращения: 20.05.2021)
10. Колябина Н. С. Роль академического письма в формировании общепрофессиональных компетенций магистра // Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». 2016. № 21 (242), вып. 31. С. 180–184.
11. Смирнова Н. В., Щемелева И. Ю. Роль письма в современном университете: анализ зарубежной практики обучения академическому письму // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2015. Вып. 2. С. 185–197.
12. Макович Г. В. Развитие компетенций академического письма как инструмент реализации государственной программы по повышению конкурентоспособности науки и образования // Вопросы управления. 2018. № 1 (50). С. 12–18.
13. Короткина И. Б. Академическое письмо: необходимость междисциплинарных исследований // Высшее образование в России. 2018. № 10 (27). С. 64–74.
14. Морозов В. Э. Культура письменной научной речи: пособие для студентов филологического профиля. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2007. 268 с.
15. Котюрова М. П. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 280 с.
16. Шестак В. П., Шестак Н. В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115–119.
17. Nikitina L. A. Analysis of a Lesson as an Educational Resource of Enhancing the Quality of Future Teacher Training Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations Proceedings of the XVIIth International Conference on Linguistic and Cultural Studies (LKTI 2017). Tomsk, 2017. Р. 3–9. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-67843-6 (дата обращения: 03.06.2021).
18. Поздеева С. И. К проблеме вовлечения преподавателей в научно-исследовательскую деятельность // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. № 1 (35). С. 92–95.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 130 — 137
Скачиваний: 479