СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-120-129
Ориентация стандартов высшего технического образования на развитие у студентов универсальных компетенций в категориях «Коммуникация» и «Межкультурное взаимодействие» и одновременно превалирование в иноязычной подготовке будущих инженеров направленности на коммуникацию в социально-бытовой и профессиональной сферах требуют применения в обучении иностранным языкам в технических вузах элементов социокультурного подхода. Данный подход полноценно разработан в научных исследованиях, однако проблемы его реализации в учебниках для технических вузов остаются актуальными. Проанализировано содержание отечественных и зарубежных учебников по иностранным языкам для технических вузов, изданных в текущем столетии, на предмет социокультурного компонента их содержания. Полученные результаты могут быть значимы для разработчиков соответствующих вузовских учебников, преподавателей иностранных языков.
Ключевые слова: обучение иностранным языкам, технический вуз, вузовские учебники, учебники по иностранным языкам, содержание учебников, социокультурный компонент
Библиография:
1. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника (Опыт системно-структурного описания). М.: Русский язык, 1977. 288 с.
2. Витлин Ж. Л. Теоретические и методические основы учебников первого иностранного языка для вузов // Иностранные языки в школе. 2007. № 3. С. 45–50.
3. Пассов Е. И. Учебник как феномен сферы иноязычного образования // Иностранные языки в школе. 2004. № 4. С. 39–45.
4. Мильруд Р. П. К проблеме создания учебника иностранного языка: синергетический подход // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2004. № 3 (35). С. 119–125.
5. Сафонова В. В. Социокультурные аспекты экспертного анализа качества иноязычной учебной литературы // Евразийский форум. 2012. № 1 (4). С. 199–217.
6. Якушев М. В. Обучение анализу учебника иностранного языка в процессе методической подготовки будущего учителя: на материале учебников немецкого языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 16 с.
7. Якушев М. В. Перспективы развития теории учебника иностранного языка // Учебные записки Петрозаводского гос. ун-та. 2015. № 1 (146). С. 50–54.
8. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 176 с.
9. Богатырева М. А. Социокультурный компонент содержания профессионально ориентированного учебника: английский язык, неязыковой вуз: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 280 с.
10. Полушина Л. Н. Текстотека учебника как основа формирования социокультурной компетенции: дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 136 с.
11. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 528 с.
12. Бочарова А. С. Важность развития социокультурной компетенции студентов неязыковых вузов // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. Т. 6, № 2. С. 45–48.
13. Волкова Е. В. Актуализация феномена социокультурной компетенции в условиях глобализации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 230–232.
14. Глущенко О. А. К вопросу о концепции социокультурного обучения // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 112–117.
15. Игна О. Н. Развитие социокультурной компетенции студентов на основе аутентичных материалов при профессионально ориентированном обучении иноязычному общению (немецкий язык, технический вуз): дис. … канд. пед. наук. Томск, 2003. 186 с.
16. Угольникова И. А. Новый подход к формированию социокультурного компонента содержания обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского гос. лингвист. ун-та. 2013. № 14 (674). С. 120–126.
17. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. 192 с.
18. Тамбовкина Т. Ю. Компонентный анализ содержания учебно-методического комплекса по иностранным языкам с позиции обновляющейся образовательной среды // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2012. Вып. 11. С. 51–55.
19. Карпец Е. В. Социокультурное содержание учебника и его влияние на формирование личности // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2010. Вып. 3. С. 26–30.
20. Игна О. Н. Социокультурный аспект обучения иноязычному общению студентов неязыковых факультетов на основе аутентичных материалов. Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2019. 140 с
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 120 — 129
Скачиваний: 534