ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» С УЧЕТОМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-102-111
Современный этап развития образования позволяет зафиксировать «разрывы» между профессиональной подготовкой педагогов и запросом образовательной практики на специалиста определенного качества, преодоление которых стало возможным с обеспечением взаимодействия педагогических вузов с образовательными, научными, общественными организациями, региональными и муниципальными органами управления образованием, представителями производственной среды и бизнеса по вопросам развития непрерывного педагогического образования. Этот вектор развития определил новые требования к разработке основных профессиональных образовательных программ, направленности профессиональной подготовки педагогических кадров. Одной из причин открытия невостребованных программ бакалавриата и выпуска невостребованных специалистов является недостаточное внимание к осуществлению мониторинга потребностей ведущих работодателей региона, который позволяет получить информацию о востребованности специалистов определенного профиля с определением профессионально значимых качеств и компетенций. Анализ результатов мониторингового исследования, сопоставление их с требованиями профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и возможностями вузов позволяют разработать компоненты актуальных основных профессиональных образовательных программ. Цель статьи – выявление особенностей проектирования образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) с учетом квалификационного запроса работодателей на подготовку педагогов-организаторов, способных в современных условиях осуществлять профессиональную деятельность в образовательных организациях различного уровня и типа, исходя из региональных потребностей; выделение состава профессиональных компетенций. Показаны особенности прогнозирования общественной потребности в педагогических кадрах и результаты исследования запроса рынка труда на специалистов – педагогов-организаторов; представлены результаты опроса работодателей и их представителей, касающиеся квалификационного запроса на подготовку специалиста, способного осуществлять проектирование и реализацию воспитательного процесса на всех уровнях общего образования. В результате проведенного исследования выявлен квалификационный запрос руководителей образовательных организаций на разработку новой основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), определены профили данной программы, выделен состав профессиональных компетенций будущих воспитателей и педагогов-организаторов, определен состав и направленность модулей программы.
Ключевые слова: проектирование основных профессиональных образовательных программ, квалификационные запросы работодателей, профессиональные компетенции воспитателя и педагога-организатора
Библиография:
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 18.01.2021).
2. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406). URL: https://minjust.consultant.ru/documents/22428 (дата обращения: 18.01.2021).
3. Приказ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». URL: https://edu.ru/documents/view/64225/ (дата обращения: 18.01.2021).
4. Шкерина Л. В. Проектирование образовательных программ: учеб. пособие. Красноярск, 2016. 205 с.
5. Шкерина Л. В., Шкерина Т. А. Новые дидактические принципы теоретической подготовки студентов // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 95–104. DOI: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-09
6. Шульга И. И. Проблема подготовки педагога как воспитателя культуры досуга детей в меняющемся мире // Сибирский пед. журн. 2013. № 5. С. 68–71.
7. Shkerina T. A., Savolainen G. S., Zakhartsova G. V. Teacher’s professional competence: new challenges, realities and prospects // Proceedings of the International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society (ICEST2020). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk, 2020. Vol. 90. Р. 1016−1027. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.03.118
8. Емельянова И. Н. Проектирование профессиональной подготовки специалистов в области воспитания в контексте профессионального стандарта // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14, № 4. С. 466–477. DOI: 10.22363/2313-1683-2017-14-4-466-477
9. Золотарева А. Г. Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы дополнительного образования детей в России // Ярославский пед. вестник. 2014. № 4. С. 178−186.
10. Сайт Главного управления образования администрации города Красноярска. Вакансии в городе Красноярске. URL: https://krasobr.admkrsk.ru/?page_id=1126 (дата обращения: 18.01.2021).
11. Портал Общероссийской базы вакансий // Работа в России. URL: https://trudvsem.ru/ (дата обращения: 18.01.2021).
12. Интерактивный портал агентства труда и занятости населения Красноярского края. URL: https://trud.krskstate.ru/ (дата обращения: 18.01.2021).
13. Bocharova Ju. Yu. Expected outcomes of teacher internship, or a pedagogical university graduate trapped in standards // Журнал Сибирского федерального ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2018. № 11 (2). P. 174–184. from: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/68381 (дата обращения: 18.01.2021).
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 102 — 111
Скачиваний: 516