УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ И ДИНАМИКА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-21-32
Исследование мотивов выбора педагогической профессии, базовой структуры мотивационной сферы, формирование реалистического представления о будущей профессии студентов логопедического профиля являются необходимым условием подготовки специалистов нового времени. На основе анализа мотивов студентов первых-четвертых курсов очной и заочной форм обучения были выделены «ядерные» мотивы: моральные (помощь детям); мотивы профессионально-педагогической направленности (любовь к детям, желание работать с детьми); социальные (востребованность на рынке труда); познавательные (самореализация и самосовершенствование); материальные (возможность частной практики и подработки) и утилитарные (короткий рабочий день, длинный отпуск). В зоне ближайшей периферии значимыми мотивами для обеих групп оказались социальные (социальная значимость) и творческие (творчество и многогранность профессии). Утилитарные мотивы в периферической зоне (отдельный кабинет, ценность опыта в интересах семьи), материальные (высокая зарплата), престижные (карьерный рост) мотивы более выражены у студентов заочной формы обучения. Выявленная динамика формирования мотивационных процессов свидетельствует о возрастании роли от младших курсов к старшим профессионально-педагогических, моральных, материальных, социальных и познавательных мотивов. Проанализированы мотивы выбора профессии «логопед» и динамика формирования мотивационных процессов с позиций психолого-педагогического подхода. Определены параметры анализа. Выделены мотивационные критерии, проведено их шкалирование и ранжирование с использованием теории функционально-семантических полей. Смоделированы и проанализированы ядерные и периферийные компоненты мотивационного поля. Определены основные направления в динамике формирования учебно-профессиональной мотивации. Выделены факторы, влияющие на динамику формирования мотивов выбора профессии: осознанность выбора профессии, погруженность в учебный процесс, возраст, форма обучения.
Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация студентов-логопедов, мотивы выбора профессии, мотивационное поле, динамика учебно-профессиональной мотивации студентов-логопедов
Библиография:
1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
2. Бирюлин В. Д. Особенности мотивационной сферы будущих учителей и психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.
3. Романова Е. В. Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 19 с.
4. Меламед Д. А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов // Психолого-педагогические исследования. 2011. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41673_full.shtml (дата обращения: 24.04.2021).
5. Овчинников М. В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008. 25 с.
6. Лях М. В. Виды мотивов учебно-профессиональной деятельности, их развитие в студенческом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 25 с.
7. Козляков К. С. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов высшего учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2013. 198 с.
8. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского ун-та. Серия 14 «Психология». 2016. № 2. С. 3–18.
9. Божович Л. И. Проблема формирования личности. М.: Наука, 1996. 323 с.
10. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 351 с.
11. Цвекова Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Иркутск, 2007. 48 с.
12. Чирков В. И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль: Изд-во ЯГУ, 1991. 52 с.
13. Яковлева И. М. Профессиональная мотивация студентов дефектологических специальностей // Сибирский пед. журн. 2009. № 13. С. 368–377.
14. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
15. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. 3-е изд. М., Питер, 2013. 351 с.
16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
17. Дворецкая Т. А., Ахмадиева Л. Р. Подходы к классификации учебных мотивов в трудах отечественных и зарубежных психологов // Вестник Московского гос. лингвист. ун-та. Образование и педагогические науки. 2016. № 2. С. 58–68.
18. Семенова Т. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 25–37.
19. Семенова Т. В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 185–194.
20. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000. 509 с.
21. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1996. 256 с.
22. Варданян Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога. М.: МПГУ, 2002. 180 с.
23. Ильина Т. И. Методика изучения мотивации обучения в вузе. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (дата обращения: 24.04.2021).
24. Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев: Рад. школа, 1980. 143 с.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 21 — 32
Скачиваний: 551