ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ НА ПЛОЩАДКАХ ДОСУГА И ОТДЫХА
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-9-17
Представлены теоретические основания организации волонтерской деятельности студентов – будущих педагогов для решения задач духовно-нравственного воспитания детей и подростков на площадках досуга и отдыха. Обоснована специфика воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности, конкретизированы цель и результат данной деятельности с учетом возможных ограничений, выделены виды и формы совместной деятельности детей и волонтеров, позволяющие инициировать духовные усилия воспитанников на самоанализ деятельности и поведения. Данные теоретические положения прошли практическую проверку и доказали свою результативность в рамках проекта «Ребята с нашего двора», который реализуется в течение пяти лет студентами Соликамского государственного педагогического института (филиала) ФГБОУ ВО «ПГНИУ».
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, волонтерство, воспитательная деятельность на площадках досуга и отдыха, разновозрастное детское объединение
Библиография:
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://www.ipk74.ru/files/projects/fgos/fgos3.pdf (дата обращения: 19.09.2020).
2. Ляшенко М. И., Лебедева Г. А. Готовность студенческой молодежи к волонтерской работе с детьми «группы риска» // Успехи современной науки и образования. 2016. № 11(1). С. 173–177.
3. Селиванова Н. Л. Развитие личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя: сб. науч. тр. / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. СПб., 2005. 236 с.
4. Степанов П. В. Структура воспитательной деятельности педагога. М.: АНО ИД «Педагогический поиск», 2017. 128 с.
5. Андреев В. И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 272 с.
6. Бахчиева О. А. Духовно-нравственное воспитание учителя. М.: Экспо-Медиа-Пресс, 2014. 260 с.
7. Метлик И. В., Гальцева Г. Н. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. 264 с.
8. Пашков С. В. Проблемы духовно-нравственного воспитания российской молодежи в контексте взаимодействия школы и православной церкви // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2007. Т. 13. С. 123–129.
9. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПТЭО. 1997. 85 с.
10. Шитякова Н. П., Верховых И. В. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 197 с.
11. Винницкая Н. В., Шабалина Е. П. Духовно-нравственное воспитание: религиозно-этические ценности: учебно-метод. пособие для студентов. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО». 2015. 89 с.
12. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1993. 80 с.
13. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 194 с.
14. Чижакова Г. И. Лекции по педагогической аксиологии: учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1997. 138 с.
15. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Пед. общество России, 2002. 224с.
16. Ямбург Е. А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. 352 с.
17. Зинченко В. П. Живое знание: психологическая педагогика: материалы к курсу лекций. Самара: Самарский ГПУ, 1998. 216 с.
18. Маслоу А. Гуманистическая теория личности // Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теория личности. СПб.: Питер, 2014. С. 479–521.
19. Шматова В. П. Духовно-нравственное воспитание: психология: учебное пособие. СПб.: Пресса. 2009. 127 с.
20. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей: Юрайт, 1998. 464 с.
21. Бахтин М. М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986. 82 с.
22. Ляшенко М. И. Модель педагогической деятельности волонтеров по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних по месту жительства // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. № 6. С. 191–202.
23. Фиршман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Академия, 2001. 160 с.
24. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
25. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин. М.: Академия, 1972. 185 с.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 9 — 17
Скачиваний: 694