ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ: ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-169-173
В процессе становления информационного общества все большее значение приобретает проблема воспитания нравственной личности. Происходящая цивилизационная ломка способствовала изменению ценностных ориентаций молодежи, что сказалось и на развитии ведущих идей профессиональной этики. Профессиональная деятельность формирует у человека не только профессиональные навыки, но и определенные личностные особенности, а также отношение к различным сторонам своей трудовой активности. В связи с этим профессиональная этика является одним из важнейших аспектов любой профессиональной деятельности, выступая регулятором взаимодействия людей в профессиональной сфере. В качестве норм, выступающих эталонными, принимаются те образцы поведения, которые сложились по мере развития содержания и способов осуществления конкретной профессиональной деятельности в процессах взаимодействия людей. На основе историко-педагогического анализа в исследовании доказывается наличие проблемы, требующей изучения профессиональной этики как формы проявления нравственности или морали. Описываются ведущие функции педагогической этики: регулятивная, обеспечивающая согласование элементов сферы нравственности педагога; формирующе-воспитательная, направленная на развитие каких-либо ценностей личности; познавательная, связанная с отражением в индивидуальном сознании педагогических ценностей; предлагается анализ ведущих понятий педагогической этики как относительно самостоятельного раздела аксиологического знания. Анализ литературы показал, что категориями профессиональной педагогической этики, наиболее важными для понимания сути и содержания моральных требований к личности педагога, являются категории «педагогическая справедливость», «педагогический долг», «педагогический такт», «педагогический авторитет».
Ключевые слова: профессионально-этические качества, специалист, педагог, мораль, нравственность
Библиография:
1. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Общепрофессиональная этика: концептуальный замысел. М.: Секрет фирмы, 2004. Вып. 5. 65 с.
2. Куприна Н. Г., Масленникова С. Ф. Современные подходы к содержательной разработке понятий «Нравственность» и «Мораль» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20627 (дата обращения: 03.07.2019).
3. Ячина Н. П., Мухутдинова Т. З., Хазиева Н. Н. Проблемы нравственного воспитания педагога // Вестн. Казанского технолог. ун-та. 2013. № 4. С. 34–39.
4. Смирнова Л. А. Нравственность как проявление индивидуальной ответственности учителя в профессиональной деятельности // Человек и образование. 2009. № 1 (18). С. 161–164.
5. Ворончихина Т. В. Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2006. 22 с.
6. Андреев В. И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. 272 с.
7. Гришин Э. А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 1981. 343 с.
8. Кондрашов В. А., Чичина А. Е. Этика. Эстетика: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 510 с.
9. Логинова Е. А., Елецкая О. В. Характер изменений в профессиональном педагогическом образовании в аспекте его модернизации // Современные научные исследования и инновации. Сентябрь, 2011. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2592 (дата обращения: 03.06.2019).
10. Макушева О. А. Профессиональная педагогическая этика современного учителя // Открытый урок. Первое сентября. URL: http://xn-i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596929/
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 169 — 173
Скачиваний: 886