НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА И ГРУППЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-2-76-82
Представлен результат теоретического и экспериментального исследования вопросов неформального образования педагогов системы общего образования. Данный вид образования обладает способностью наиболее полной реализации идеи непрерывного образования в течение всей жизни. В работе уточнено содержание понятия «неформальное профессиональное сообщество». Определены ключевые признаки неформальных профессиональных сообществ в сопоставлении с группами повышения квалификации педагогов системы общего образования на основании характеристики вида образования, особенностей создания, деятельности, взаимодействия участников и т. д. В процессе работы применялся андрагогический подход, дающий возможность учитывать научные основы обучения взрослых, предполагающий ориентировку на профессиональное развитие педагогов. Методы сравнения и экспертных оценок позволили выявить значимые признаки неформальных профессиональных сообществ и групп повышения квалификации педагогов системы общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования). Результаты исследования можно использовать в научно-методических рекомендациях по оптимальной организации работы неформальных профессиональных сообществ, а также групп повышения квалификации.
Ключевые слова: неформальное образование, профессиональное сообщество, повышение квалификации, педагоги системы общего образования
Библиография:
1. Букина Н. Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. 2010. № 1 (22). С. 56–61.
2. Дубовик И. М. Перспективы создания системы неформального образования в России. URL: http://novainfo.ru/article/2890 (дата обращения: 05.01.2016).
3. Поволяева М. Н., Попова И. Н. Неформальное образование в современном образовательном пространстве: культурные традиции, вызовы и перспективы // Народное образование. 2013. № 8. С. 43–48.
4. Скрынник И. К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций: дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 217 с.
5. Мухлаева Т. В. Международный опыт неформального образования // Человек и образование. 2010. № 4. С. 158–162.
6. Ройтблат О. В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7 (19). С. 211–213.
7. Мартьянова Н. А. Конструирование профессиональных объединений: от профессиональных групп к экспертным сообществам // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 162. С. 136–140.
8. Профессиональные объединения педагогов: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей. 2-е изд. / под ред. акад. РАО, д-ра пед. наук, проф. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2002. 144 с.
9. Соломатин А. М. Роль профессиональных сообществ в реализации инновационных образовательных проектов // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 4 (12). URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2952 (дата обращения: 05.01.2016).
10. Поздеева С. И. Проблемы реализации образовательной деятельности в подготовке и повышении квалификации современного педагога // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 64–68.
11. Бреслер М. Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. 174 с.
12. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 76 — 82
Скачиваний: 1303