Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 05.02.2023
Главная ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА 2021 Год Выпуск №6 ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия и редакционный совет
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход

Журналы ТГПУ

vestnik.tspu.edu.ru
praxema.tspu.edu.ru
ling.tspu.edu.ru
npo.tspu.edu.ru
edujournal.tspu.edu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
DOAJ (Directory of Open Access Journals)
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Карпушина Л. П., Соколова Ю. Н., Баранова С. В.

DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-76-83

Информация об авторе:

Карпушина Лариса Павловна, доктор педагогических наук, профессор, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). Е-mail: lkarpushina@yandex.ru Соколова Юлия Николаевна, старший преподаватель, соискатель, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). Е-mail: yu.n.sokolova@yandex.ru Баранова Светлана Владимировна, соискатель, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). Е-mail: moroshka35@mail.ru

Актуализируется значимость социального воспитания подрастающего поколения. Обосновывается необходимость вовлечения детей и подростков в социально-творческую деятельность, освоения ими опыта конструктивного взаимодействия с окружающей реальностью. Показана ценность дополнительного образования в реализации социального воспитания обучающихся, заключающийся в уникальной социальной практике наращивания мотивационного потенциала личности ребенка к познанию и творчеству, формированию опыта социально-творческой деятельности. Ставится цель – выявление оптимальных путей формирования опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании (на примере опыта работы МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» г. Вологды). Используются методы теоретического уровня, среди которых приоритетными являются анализ научной литературы по изучаемой проблеме, обобщение, систематизация. Материалами исследования служат результаты реализации комплексной программы воспитания «Республика юного волонтера» на базе МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» г. Вологды. Выявлено, что формирование опыта социально-творческой деятельности обучающихся дополнительного образования должно осуществляться в ходе организации общения, взаимодействия с людьми, социально-преобразующей деятельности. Важным является вовлечение подрастающего поколения в детские общественные организации, волонтерскую деятельность, создание условий для практической реализации социальных инициатив, включение в реальную социальную практику и детей, и педагогов, и родителей, а также широкий круг общественности. Коллективно-творческие дела, социальные акции, социально значимые проекты предоставляют широкие возможности детям выступать в различных социальных ролях, тем самым активно участвовать в социальной жизни и процессе ее преобразования. Научная новизна исследования заключается в разработке понятия «опыт социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании», выделении потенциала волонтерской деятельности в формировании опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании, разработке методического обеспечения включения их в социальные практики.

Ключевые слова: социальное воспитание обучающихся, опыт, социально-творческая деятельность, опыт социально-творческой деятельности, дополнительное образование

Библиография:

1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 300 с.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование, 2012. 1376 с.

3. Аверин А. Н. Гносеологический анализ понятия «опыт»: дис. … канд. филос. наук. Свердловск, 1973. 235 с.

4. Корнеев П. В. Жизненный опыт личности. М.: Политиздат, 1985. 128 с.

5. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. Москва: АСТ; Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с.

6. Панов В. Г. Опыт // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 447.

7. Чорный И. П. Социальный опыт как результат развития сущностных сил человека: дис. … канд. филос. наук. Черновцы, 1988. 180 с.

8. Завалишина Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука, 1985. 253 с.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2005. 352 с.

10. Сапогова Е. Е. Жизненный и экзистенциальный опыт в автобиографических нарративах личности // Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 68–79.

11. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Совершенство, 1998. 432 с.

12. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб: Питер, 2002. 272 с. URL: http://www.intellect-invest.org.ua/content/userfiles/files/library/Holodnaya_Psihologiya_intellekta.pdf (дата обращения: 18.07.2021).

13. Елькина О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития. Книга для учителя. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2012. 146 с.

14. Зеленцова А. В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 184 с.

15. Колесова С. В. Формирование опыта нравственного поведения ребенка // Вестн. Пермского гос. гуманит.- пед. ун-та. 2017. № 2 (2). С. 32–39.

16. Тлегенова Т. Е. Реализация педагогических условий в процессе формирования опыта творческой деятельности студента в дистанционном образовании // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2012. № 1. С. 208–216.

17. Ужан О. Ю. Формирование опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2018. 194 с.

18. Пескова М. Е. Жизненный опыт как категория и элемент воспитательного процесса // Известия Воронежского гос. пед. н-та. 2008. № 4. C. 33–39.

19. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Пед. общ-во России, 2002. 224 с.

20. Черняева Т. Н. Формирование профессионального опыта студентов педвуза // Известия Воронежского гос. пед. ун-та. 2007. № 1 (19). С. 92–98.

21. Неясова И. А. Социальный опыт как педагогическая категория // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4 (8). С. 41–44.

22. Голованов В. П. Современные социально-педагогические основы развития системы дополнительного образования: на материалах г. Москвы: дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 177 с.

23. Неясова И. А., Соколова Ю. Н. Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 4 (32). С. 45–51.

24. Кадакин В. В., Шукшина Т. И., Замкин П. В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 56–64.

25. Карпушина Л. П., Баранова С. В. Социализация детей и подростков в ходе организации волонтерской деятельности в дополнительном образовании // Гуманитарные науки и образование. 2021. № 1. С. 37–42.

karpushina_l._p._76_83_6_40_2021.pdf ( 352.65 kB ) karpushina_l._p._76_83_6_40_2021.zip ( 344.33 kB )

Выпуск: 6, 2021

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Страницы: 76 — 83

Скачиваний: 210

Для цитирования:


© 2023 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ