Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 05.02.2023
Главная ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА 2020 Год Выпуск №4 ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия и редакционный совет
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход

Журналы ТГПУ

vestnik.tspu.edu.ru
praxema.tspu.edu.ru
ling.tspu.edu.ru
npo.tspu.edu.ru
edujournal.tspu.edu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
DOAJ (Directory of Open Access Journals)
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Чугаева И. Г.

DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-37-46

Информация об авторе:

Чугаева Ирина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет (пр. Космонавтов, 26, Екатеринбург, Россия, 620017). E-mail: irinachugaeva555@mail.ru

Обосновывается актуальность определения духовных сущностей взаимодействия семьи и школы в условиях ценностного плюрализма современного общества. Подчеркивается возрастание образовательных потребностей родителей в процессе воспитания детей, стремление к диалогу с педагогами. В исследовании используется экзистенциальный подход, позволяющий описать взаимодействие семьи и школы в целостности их со-существования. В результате исследования выявлены духовные экзистенциалы взаимодействия семьи и школы: любовь, свобода и ответственность, соборность. Взаимодействие семьи и школы характеризуется как социальный союз, строящийся на любви, задача которого состоит в том, чтобы развить в ребенке коммуникативные способности и индивидуальные особенности, необходимые в социальной коммуникации. Взаимодействие требует единства в принятии и родителями, и педагогами ценности свободы и ответственности в непрерывном образовании детей, способствующих активизации процессов самопозна ния, саморазвития и самоопределения, формирующих умение осуществлять свободный выбор и нести ответственность за него. Отношения семьи и школы характеризуются как соборность, то есть духовная связь, основанная на чувствах любви, уважения, солидарности. Школа при этом является устроителем «встречи» взрослых и детей, позволяющей обнажить ценности и смыслы разных поколений. Делается вывод о том, что взаимодействие семьи и школы – это творческий процесс обретения смысла в педагогической деятельности и педагогов, и родителей, где модус их со-бытия строится на ответственности за судьбоносный период в жизни детей, их личностного становления. Отношения педагогов и родителей основываются на значимости для них общих ценностей: любви как принятия ребенка в его уникальности, ценности и неповторимости, развиваемых в ситуации социальной коммуникации; свободы и ответственности через осмысление историчности и неповторимости образовательной ситуации, соборности как переживания единения, основанного на общности судьбы, бескорыстности и всеобщности «добра» как регуляторов взаимодействия.

Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы, любовь, свобода, ответственность, соборность

Библиография:

1. Попова М. Н. Исторические основы взаимодействия семьи и школы // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 124–128.

2. Скороход А. С., Муляр Е. А., Пристав Е. С. Развитие взаимодействия семьи и школы в истории отечественной педагогики и практики // Материалы Междунар. науч. конф. «XXI Царскосельские чтения». СПб., 2017. Т. II. С. 97–101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29209920 (дата обращения: 05.05.2020).

3. Бывшева М. В., Чугаева И. Г. Социальное партнерство семьи и школы в непрерывном воспитании детей // Нижегородское образование. 2018. № 2. С. 17–24.

4. Франкл В. В борьбе за смысл. URL: https://royallib.com/book/frankl_viktor/v_borbe_za_smisl.html (дата обращения: 05.05.2020).

5. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511 с.

6. Блинова О. А. Персональная идентичность как ресурс совладающего поведения // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление: материалы Междунар. научно-практ. конф., посвященной 25-летию факультета психологии Омского гос. ун-та им. Ф. М. Достоевского / отв. ред. А. Ю. Маленова. Омск, 2018. С. 15–17.

7. Завгородняя Т. В. Влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками: результаты эмпирического исследования // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2018. № 1. С. 204–213.

8. Юмкина Е. А., Медведева А. А. Самооценка социальных умений личности в связи со стилем взаимоотношений с родителями в детстве // Петербургский психол. журнал. 2019. № 29. С. 84–101.

9. Самохвалова С. Ю. Проблемный анализ содержания просветительской работы с родителями в современных образовательных учреждениях // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 191–197. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30743676 (дата обращения: 05.05.2020).

10. Беляева Л. А., Ниязбаева Н. Н. Экзистенциальный смысл образования взрослых // Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы. Екатеринбург, 2017. С. 12–14.

11. Cафина С. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции родителей младших школьников // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: сб. ст. IV Всерос. заочной научно-практ. конф. / под ред. Т. В. Кружилиной, Т. Ф. Ореховой. Магнитогорск, 2019. С. 257–265.

12. Сысоева Е. Ю., Корсун М. В. Авторитет педагога в трансформирующемся российском обществе // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2018. № 5 (217). С. 73–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36609831 (дата обращения: 05.05.2020).

13. Широких О. Б. Детство как символ и стратегический ресурс в образовательном пространстве постиндустриального мира // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов V Междунар. научно-практ. конф. Коломна, 2018. С. 107–113.

14. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Вопросы патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста. Екатеринбург, 2020. 132 с.

15. Каменский А. М. Социальное партнерство как дополнительный образовательный ресурс // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. № 1 (19). С. 181–190.

chugaeva_i._g._37_46_4_32_2020.pdf ( 381.89 kB ) chugaeva_i._g._37_46_4_32_2020.zip ( 372.54 kB )

Выпуск: 4, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 37 — 46

Скачиваний: 450

Для цитирования:


© 2023 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ